Централизованная система мфц. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услугмфц мои документыконцепция

Централизованная система мфц. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услугмфц мои документыконцепция

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

О МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Б.П. НОСКО, кандидат экономических наук, начальник управления инноваций в органах власти E-mail: [email protected] Правительство Ростовской области Д.Ю. САЛОМАТИН, консультант отдела обеспечения развития сети МФЦ департамента государственного регулирования в экономике E-mail: [email protected] Минэкономразвития России Н.А. МАЛЫШЕВА, главный специалист отдела государственных услуг управления инноваций в органах власти E-mail: [email protected] Правительство Ростовской области

В статье отмечается, что в регионах Российской Федерации создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) всегда происходило в рамках централизованной либо децентрализованной модели. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы МФЦ является определение оптимального механизма финансирования организации предоставления разноуровневых федеральных, региональных и муниципальных услуг в условиях функционирования различных моделей построения системы МФЦ. Указана разработанная и апробированная в Ростовской области методика комплексной передачи региональных услуг МФЦ в условиях децентрализованной модели.

Ключевые слова: многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ - это процессная инновация, осуществляемая государством в рамках административной реформы в целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг для населения1.

Популярность МФЦ среди жителей страны растет с каждым годом: первые МФЦ в рамках отдельных региональных программ административной реформы были открыты в 2007 г., сейчас в России осуществляют деятельность более 1 100 МФЦ, а к концу 2015 г. их количество составит почти 3 000 - не менее 90% граждан будут иметь

1 ГолубеваА.А., Соколова Е.В. Инновации в общественном секторе: введение в проблему // Вестник СПб. ун-та. Сер. «Менеджмент». 2010. Вып. 4-й. С. 39, 40.

возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»2.

Многофункциональные центры, ориентированные на интересы граждан3, смогли зарекомендовать себя как действенный способ решения проблемы разобщенности органов власти, обеспечения доступности и прозрачности предоставления услуг и снижения коррупционного потенциала.

Организация деятельности МФЦ является полномочием субъектов Российской Федерации4, которым могут быть наделены органы местного самоуправления, поэтому многофункциональные центры могут быть созданы в организационно-правовой форме как государственного, так и муниципального учреждения.

Право передачи полномочия и выбора организационно-правовых форм позволяет региону применять либо централизованную либо децентрализованную модель построения сети МФЦ (рис. 1).

При централизованной модели высшим исполнительным органом государственной власти региона создается многофункциональный центр в форме государственного учреждения в административном центре региона с последующим открытием филиалов в муниципалитетах.

При децентрализованной модели органами местного самоуправления создаются многофункциональные центры в форме муниципальных учреждений.

Использование децентрализованной модели позволяет эффективно и оперативно решить два главных вопроса при создании сети МФЦ:

1) финансовый - консолидируются средства регионального и муниципальных бюджетов, так как для создания сети МФЦ требуются значительные средства;

2) организационно-управленческий - помимо координирующего регионального органа власти,

2 Целевой показатель установлен подп. «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

3 Барабашев А.Г. Повышение эффективности оказания государственных услуг (анализ итогов международной конференции «Повышение эффективности оказания государственных услуг», Москва, 28-29 июня 2011 г., АППАМ, НИУ-ВШЭ, Мэрилендский университет) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 151.

4 Подпункт 77 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

□ Децентрализованная модель

□ Централизованная модель

Рис. 1. Соотношение регионов РФ, реализующих централизованную и децентрализованную модели создания сети МФЦ

отвечающего за методическое сопровождение проекта на уровне региона, в каждом муниципальном образовании определяется ответственный за создание многофункционального центра (как правило, из числа заместителей главы администрации), формируется команда специалистов на местах.

По состоянию на начало 2014 г. в 48 регионах (58%) реализуется централизованная модель, в 35 регионах (42%) - децентрализованная модель, при этом 52% всех действующих многофункциональных центров - муниципальные, а 47% - государственные.

В основном на территории Российской Федерации многофункциональные центры создавались преимущественно в форме муниципальных учреждений.

В настоящее время в регионах России осуществляют деятельность более 1 100 МФЦ. Несмотря на то, что большее количество регионов использует централизованную модель построения сети МФЦ, в количественном выражении преобладают муниципальные МФЦ (рис. 2).

Об эффективности использования децентрализованной модели при построении региональной сети МФЦ свидетельствуют следующие данные. В начале 2014 г. доля граждан, имеющих доступ к получению услуг в многофункциональных центрах, составила более 70% в 5 регионах-лидерах: Ростовская, Липецкая, Пензенская, Тамбовская 1%

0 Муниципальные МФЦ □ Государственные МФЦ ■ Иные МФЦ

Источник: составлено по данным исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Рис. 2. Соотношение государственных и муниципальных МФЦ

области, Краснодарский край. При этом в указанных регионах реализуется именно децентрализованная модель построения сети МФЦ.

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется, как правило, параллельно с процессом создания самой сети МФЦ. Говорить о полноценно работающей системе организации предоставления государственных и муниципальных услуг можно только тогда, когда заявитель при обращении в МФЦ имеет возможность получить набор услуг, предоставляемых органами власти всех уровней:

Федеральные государственные услуги;

Региональные государственные услуги;

Муниципальные услуги.

В настоящее время как для регионов, которые только находятся на стадии завершения работ по созданию инфраструктуры МФЦ, так и для тех, кто только развивает систему МФЦ, основным вопросом является определение оптимального механизма финансирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.

С учетом различных типов моделей создания сети МФЦ и групп услуг существуют 6 различных сценариев финансирования организации предоставления услуг на базе МФЦ (см. таблицу).

Рассмотрим основные проблемы, возникающие при финансировании организации предоставления федеральных государственных услуг на базе централизованной (сценарий № 1) и децентрализованной (сценарий № 2) моделей сети МФЦ.

Перечень из 15 наиболее массовых и востребованных федеральных государственных услуг, предоставление которых должно быть организовано на базе МФЦ, определен Правительством Российской Федерации5. Данный перечень включает 5 услуг Пенсионного фонда РФ, 4 услуги Росреестра, 3 услуги ФМС России и по 1 услуге МВД России, ФНС России и ФССП России.

В настоящее время законодательством Российской Федерации не определено обязательство Российской Федерации по компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации расходов по ор-

5 О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления: постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797.

Сценарии финансирования организации предоставления услуг на базе МФЦ

Вид услуги Централизованная модель Децентрализованная модель

Федеральные государственные услуги Сценарий № 1 Сценарий № 2

Региональные государственные услуги Сценарий № 3 Сценарий № 4

Муниципальные услуги Сценарий № 5 Сценарий № 6

ганизации предоставления федеральных государственных услуг на базе МФЦ.

В то же самое время на федеральном уровне одним из основных способов решения данного вопроса рассматривается механизм распределения между федеральным и региональными бюджетами государственной пошлины, поступающей за оказание государственных услуг на базе МФЦ, в том числе возможность изменения ее размеров в сторону увеличения.

Преимуществом данного подхода является четкое и понятное распределение денежных средств между бюджетами различных уровней. Внесение изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации позволит определить единые правила и обеспечить финансирование предоставления федеральных государственных услуг на территории всех регионов страны.

К недостаткам данного подхода можно отнести возникновение выпадающих доходов федерального бюджета, социальное и политическое недовольство системой предоставления услуг в случае повышения пошлин за их оказание.

Одним из принципов административной реформы является повышение организационной и финансовой эффективности деятельности органов власти. В федеральном бюджете предусматриваются средства на предоставление федеральных государственных услуг, а при рассматриваемом подходе перераспределение функций по работе с заявителями в процессе предоставления услуг между федеральными ведомствами и МФЦ не сопровождается соответствующим перераспределением финансовых и человеческих ресурсов на выполнение этих функций.

В то же время в соответствии с данным подходом финансирование организации предоставления федеральных государственных услуг в многофункциональных центрах региона будет осуществляться

в соответствии с федеральным законодательством по установленным для всех субъектов Российской Федерации единым нормам.

Наиболее законодательно отрегулированной выглядит схема финансирования организации предоставления региональных услуг на базе централизованной модели (сценарий № 3) и муниципальных услуг - при децентрализованной модели сети МФЦ (сценарий № 6).

В случае централизованной модели построения сети МФЦ финансирование организации предоставления государственных услуг осуществляется в рамках государственного задания (бюджетной сметы) уполномоченного многофункционального центра региона.

Уполномоченный многофункциональный центр - это многофункциональный центр, расположенный на территории региона, уполномоченный высшим региональным исполнительным органом государственной власти на заключение соглашений о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, а также на координацию и взаимодействие с другими многофункциональными центрами региона6.

В случае децентрализованной модели построения сети МФЦ финансирование организации предоставления муниципальных услуг осуществляется в рамках муниципального задания (бюджетной сметы) соответствующего муниципального образования региона.

Наибольший практический интерес представляет разработка в регионе механизмов финансирования, необходимых для организации предоставления региональных государственных услуг при децентрализованной модели (сценарий № 4) и муниципальных услуг в условиях централизованной модели сети МФЦ.

Данные сценарии предполагают необходимость выработки финансовых механизмов и расчета объема финансовых средств на возмещение затрат в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг на базе МФЦ - муниципального (государственного) учреждения.

В этой связи представляет интерес опыт Ростовской области, в которой выработан механизм финансирования организации предоставления

6 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ч. 2 ст. 15).

региональных государственных услуг в условиях децентрализованной модели развития сети МФЦ.

В Ростовской области сформирована система организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров:

Муниципальные многофункциональные центры работают во всех 55 городских округах и муниципальных районах, созданы 1 355 окон по обслуживанию заявителей, охват населения инфраструктурой многофункциональных центров составляет более 90%;

Создан региональный уполномоченный многофункциональный центр;

Сеть многофункциональных центров подключена к федеральной системе межведомственного электронного взаимодействия;

Работа МФЦ организована по единым стандартам: типовые услуги, единый фирменный стиль, стандарт комфортности, планировочные решения, система смс-информирования, единое специализированное программное обеспечение «МФЦ-Регион».

В МФЦ Ростовской области организовано предоставление более 100 государственных и муниципальных услуг. Общее количество предоставленных областной сетью МФЦ услуг в 2013 г. составило 1 млн 120 тыс.

В соответствии с решением Правительства Ростовской области от 14.11.2012 № 95 в 2013 г. в компетенцию МФЦ Ростовской области было передано выполнение функций по 51 государственной услуге в сфере социальной поддержки населения.

Разработан единый организационно-финансовый механизм - методика комплексной передачи областных услуг МФЦ. Она предполагает, что часть средств на содержание региональных органов исполнительной власти, предусмотренных в региональном бюджете, передается в бюджеты муниципальных образований на основе расчета реальных затрат работников МФЦ при организации предоставления региональных государственных услуг на базе многофункционального центра.

Методика перевода государственных услуг МФЦ включает следующие этапы:

1) анализ государственных услуг как совокупности отдельных операций;

2) определение по каждой государственной услуге трудозатрат, передаваемых для реализации МФЦ;

3) расчет по каждой государственной услуге, организация предоставления которой возможна на базе МФЦ, стоимости передаваемых трудозатрат;

4) расчет оптимальной штатной численности органа власти, необходимой для организации предоставления государственных услуг на базе МФЦ;

5) расчет расходов на администрирование выполнения функций, передаваемых органами власти в компетенцию МФЦ.

Рассмотрим подробнее этапы методики перевода государственных услуг на базу МФЦ, разработанную и апробированную в Ростовской области.

I. Анализ государственных услуг как совокупности отдельных операций.

На I этапе выявляются все операции, выполняемые работниками органа исполнительной власти в процессе предоставления услуги.

Передаче на базу МФЦ, как правило, подлежат 5 основных операций в процессе предоставления услуги:

1) консультирование о порядке предоставления услуги;

2) прием заявлений и документов от лиц, обратившихся за получением услуги;

4) информирование заявителя о принятом решении по итогам предоставления услуги;

5) выдача результата услуги заявителю.

На II этапе осуществляется определение по каждой государственной услуге трудозатрат, передаваемых для реализации на базу МФЦ.

Трудозатраты на выполнение каждой операции определяются в результате исследований в органах исполнительной власти как среднее арифметическое по итогам 3 замеров при хронометражных наблюдениях за процессом предоставления государственных услуг заявителям. В случае, если в процессе выездного исследования было проведено менее 3 замеров, оценка трудозатрат определяется на основе экспертной оценки специалиста органа исполнительной власти.

Фиксируются также количество проведенных консультаций и количество услуг, оказанных за последний отчетный год.

Среднегодовые трудозатраты на предоставление государственной услуги на базе МФЦ рассчитываются по формуле:

Т = + С2 + Ч + ¿4 + ^ где Т - среднегодовые трудозатраты на предоставление государственной услуги;

N - количество проведенных консультаций за

последний отчетный год;

N - количество оказанных услуг за последний отчетный год;

Средние трудозатраты на консультирование о порядке предоставления услуги; ¿2 - средние трудозатраты на прием заявлений и документов от лиц, обратившихся за получением услуги;

¿3 - средние трудозатраты на запрос недостающих документов посредством межведомственного взаимодействия;

¿4 - средние трудозатраты на информирование заявителя о принятом решении по итогам предоставления услуги;

¿5 - средние трудозатраты на выдачу результата услуги заявителю.

На IIIэтапе осуществляется расчет стоимости передаваемых трудозатрат по каждой государственной услуге, организация предоставления которой возможна на базе МФЦ.

На основе определенных среднегодовых трудозатрат на предоставление государственной услуги с учетом стоимости 1 ч работы ведущего специалиста органа исполнительной власти рассчитывается стоимость передаваемых трудозатрат: М = Т М,

где Мгруд - стоимость среднегодовых трудозатрат на предоставление государственной услуги; Мч - стоимость 1 ч работы ведущего специалиста органа исполнительной власти. Стоимость 1 ч. работы рассчитывается с учетом среднего количества рабочих часов в месяц в соответствии с производственным календарем (в 2012 г. - 166 ч).

На IV этапе осуществляется расчет оптимальной штатной численности органа власти, необходимой для организации предоставления государственных услуг на базе МФЦ.

Оптимальная штатная численность органа власти, необходимая для организации предоставления государственных услуг на базе МФЦ, определяется по формуле

где Ч - оптимальная штатная численность, необходимая для организации предоставления государственных услуг на базе МФЦ; Тгод - годовой фонд рабочего времени ведущего специалиста органа исполнительной власти. В соответствии с производственным календарем на 2013 г. при 40-часовой рабочей неделе годовая норма рабочего времени составляет 1970 ч.

Учитывая среднюю продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего (20 рабочих дней или 160 ч), Т = 1 810 ч.

На V этапе осуществляется расчет расходов на администрирование выполнения функций, передаваемых органами власти в компетенцию МФЦ.

Объем расходов на администрирование выполнения функций, передаваемых органами власти в компетенцию МФЦ, определяется по формуле: М = М + (М + М + М) Ч- 12 мес,

адм труд 4 св тех канц7

где Мадм - объем расходов на администрирование выполнения функций, передаваемых органами власти в компетенцию МФЦ; Мсв - расходы на приобретение услуг связи; Мтех - расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, бытовой и оргтехники;

Мканц - расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, расходных материалов, картриджей и хозяйственного инвентаря и оборудования.

Аналогичным образом рассчитывается объем расходов на администрирование выполнения иных функций, передаваемых другими органами исполнительной власти в компетенцию МФЦ.

Методика перевода государственных услуг на базу МФЦ позволяет без увеличения расходов федерального (регионального) бюджета:

1) перераспределить функции и средства федерального (регионального) бюджета между органом власти и МФЦ;

2) осуществить поэтапное сокращение штатной численности органа власти и финансирования в связи с передачей соответствующих функций МФЦ.

В Ростовской области расчет на краткосрочный период времени (2014-2015 гг.) был проведен в отношении 138 областных государственных услуг, передача которых возможна МФЦ.

В соответствии с проведенными расчетами организация предоставления государственных услуг на базе МФЦ потребует:

Увеличения штатной численности работников МФЦ (в 2014 г. - на 40 ед., в 2015 г. - на 52 ед.);

Увеличения расходов на администрирование функций, передаваемых МФЦ (в 2014 г. - на 17 млн руб., в 2015 г. - на 22 млн руб.).

Возможными вариантами финансирования затрат на организацию предоставления в МФЦ областных государственных услуг являются:

1) сокращение расходов органов исполнительной власти, что достигается:

За счет оптимизации деятельности и сокращения штатной численности;

За счет сокращения расходов на реализацию государственных программ и иных мероприятий;

2) дополнительное финансирование за счет предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ростовской области.

Таким образом, методика перевода государственных услуг на базу МФЦ, разработанная и апробированная в Ростовской области, предоставляет инструментарий для выработки комплексного решения по передаче услуг регионального уровня в компетенцию многофункциональных центров. Принципы и подходы, используемые в методике, масштабируемы и могут быть применены в процессе подготовки финансовых расчетов-обоснований для организации предоставления федеральных услуг на базе МФЦ, а также при выработке механизма финансирования организации предоставления муниципальных услуг в условиях централизованной модели развития сети МФЦ.

Список литературы

1. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru.

3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru.

4. О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления: постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 // Собрание законодательства РФ. 03.10.2011. № 40 (ст. 5559).

5. Голубева А.А., Соколова Е.В. Инновации в общественном секторе: введение в проблему //

Вестник СПб. ун-та. Сер. «Менеджмент». 2010. Вып. 4-й. С. 39, 40.

6. Барабашев А.Г. Повышение эффективности оказания государственных услуг (анализ итогов международной конференции «Повышение эф-

фективности оказания государственных услуг». Москва, 28-29 июня 2011 г., АППАМ, НИУ-ВШЭ, Мэрилендский университет) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. N° 1. С. 151.

Regional economics: theory and practice Social sphere

A MECHANISM FOR FINANCING PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES IN MULTIFUNCTIONAL CENTERS (A ROSTOV REGION CASE STUDY)

Boris P. NOSKO, Dmitrii Yu. SALOMATIN, Natal"ya A. MALYSHEVA

The article notes that a network of multipurpose centers of public and municipal services in the regions of the Russian Federation has always been either a centralized model or decentralized one. Nowadays, the most topical problem of such centers is to determine an optimum mechanism for funding the organization that grants various federal, regional and municipal services in various models" operation conditions. The authors submit a technique of regional service complex transfer developed and approved in the Rostov region in the conditions of a decentralized model.

Keywords: multipurpose center, public, municipal, services

1. Decree of the President of the Russian Federation "On Principal directions of improvement of the public administration system" of May 07, 2012 № 601. Available at: http://www.pravo.gov.ru. (In Russ.)

2. RF Federal Law "On General principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of the subjects of the Russian Federation" of October 10, 1999 № 184-FZ. Available at: http://www. consultant.ru. (In Russ.)

3. RF Federal Law "On Organization of providing the public and municipal services" of July 27, 2010 № 210-FZ. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

4. Resolution of the RF Government "On Interaction of multipurpose centers providing public (municipal) services and federal executive authorities, bodies of the state off-budget funds, public authorities of the subjects of the Russian Federation" of September 27,

2011 № 797. A collection of RF Legislation Acts of October 03, 2011 № 40.

5. Golubeva A.A., Sokolova E.V. Innovatsii v obsh-chestvennom sektore: vvedenie v problemu . Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment -Bulletin of Saint-Petersburg University. Management, 2010, vol. 4, pp. 39-40.

6. Barabashev A.G. Povyshenie effektivnosti okazaniya gosudarstvennykh uslug (analiz itogov mezhdunarodnoi konferentsii "Povyshenie effektivnosti okazaniia gosudarstvennykh uslug". Moskva, 28-29 iyunya 2011 g. . Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal "nogo upravleniya -Problems of public and municipal administration, 2012, no. 1, p. 151.

Dmitrii Yu. SALOMATIN

Department of Government Economic Control,

Ministry of Economic Development

of Russian Federation, Russian Federation

[email protected]

Natal"ya A. MALYSHEVA

Department of Innovation, Government of Rostov

Region, Rostov, Russian Federation

Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги (получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, постановка на налоговый учет и пр.) в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

МФЦ могут создаваться централизовано и децентрализовано. Централизованная модель управления МФЦ предусматривает создание МФЦ субъектом Российской Федерации и формирование в муниципальных образованиях (городских округах, муниципальных районах) его обособленных подразделений (филиалов). Децентрализованная модель создания МФЦ на территории субъекта Российской Федерации предполагает создание отдельных (самостоятельных) МФЦ муниципальными образованиями.

26 мая 2014 года был представлен единый бренд для системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в стране. Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем в 2014 году начали открываться новые центры и офисы государственных и муниципальных услуг, а после прохождения стадии ребрендинга - начнут работать и действующие отделения по всей стране.

По данным на май 2014 года в 83 регионах России создано около 1200 МФЦ.

Основные функции МФЦ

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ , о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Утечки данных

2018: Копии паспортов россиян оказались на общедоступных компьютерах в МФЦ

16 ноября 2018 года стало известно о том, что копии паспортов и других документов россиян хранятся в открытом доступе на компьютерах многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ).

Развитие

2019

Возможность оплатить госпошлину не отходя от окна

Сбербанк активно поддерживает инициативы Московского Правительства по развитию современной инфраструктуры и цифровизации городской среды. Для нас очень важно обеспечить жителям столицы максимально комфортный доступ к необходимым финансовым сервисам и услугам во всех сферах деятельности,

сказал Вице-президент ПАО Сбербанк – председатель Московского банка Вячеслав Цыбульников

Открытие первого МФЦ в «Пятёрочке»

Возможность оплаты госуслуг в МФЦ

10 июня 2019 года стало известно, что россияне получили возможность оплачивать госуслуги прямо в многофункциональных центрах (МФЦ). Наличные деньги теперь можно передавать непосредственно сотрудникам МФЦ, также можно расплатиться банковской картой через терминал в самом центре. Принятые от граждан наличные будут вноситься сотрудниками МФЦ на банковский счет в течение пяти дней. Введенный порядок закреплен постановлением Правительства от 5 июня 2019 г. №725, с которым можно ознакомиться на сайте government.ru.

Раньше для оплаты госуслуг, заказанных в МФЦ, нужно было найти банковский терминал. Это создавало дополнительные затруднения для граждан, особенно если ближайшее отделение банка находилось далеко от МФЦ. Такая проблема была особенно характерна для малонаселенных районов, где банки не открывают отделения и не устанавливают банкоматы в силу экономической нецелесообразности. Кроме того, банки брали комиссию за транзакции, которую теперь не придется платить.

Максим Акимов: цифровизация убьет МФЦ

14 февраля 2019 года вице-премьер Максим Акимов заявил о том, что цифровизация в России может привести к исчезновению многофункциональных центров (МФЦ), поскольку любые документы можно будет оформить удаленно. Такое мнение он выразил в ходе ходе дискуссии на российском инвестиционном форуме в Сочи .

Когда мы радуемся МФЦ, это то же самое, как мы радовались хорошим детским домам, появились благотворители, это было действительно важно, но самое важное - это когда ребенок в семье. То же самое с МФЦ. Но я очень надеюсь, что программа цифровизации станет убийцей МФЦ, потому что человеку незачем будет никуда ходить вообще, - передает «Интерфакс» слова Максима Акимова.

По его оценкам, в рамках более 90% предоставляемых гражданам базовых услуг «человеку нечего делать вообще», так как они представляют собой совокупность признаков пользователя, которым он уже обладает. Человеку нужно лишь ответить на вопрос «да» или «нет», и по совокупности этих данных сервис принимает решение, например, о предоставлении лицензии, выдаче разрешения и т. п.

На вопрос президента и председателя правления Сбербанка Германа Грефа о том, сколько услуг россияне будут получать без общения с чиновниками через три года, Акимов ответил:

2017

Сбербанк начнет оказывать услуги МФЦ

По его словам, в отдельных регионах, испытывающих нехватку МФЦ, такие сервисы заработают уже в этом году. «Где-то в 30% субъектов федерации есть дефицит. Мы начнем с этих регионов», - отметил представитель Сбербанка. О каких именно субъектах идет речь, он, однако, не уточнил.

Также Сбербанк получат право регистрировать граждан России на электронном портале государственных и муниципальных услуг. «У нас только четверть населения имеет активную запись. Мы будем помогать человеку завести личный кабинет, чтобы он мог пользоваться электронными сервисами», - пояснил вице-президент Сбербанка.

Оплата госуслуг в МФЦ

В настоящее время такие платежи принимаются в отделениях сберегательных банков, банкоматах и терминалах. «Но они есть не везде, и людям иногда, чтобы заплатить деньги, нужно съездить за несколько километров, а то и десятков километров», - отмечал Медведев ранее, на заседании Правительства 15 июня 2017 г .

При этом в некоторых местностях, особенно в малонаселенных пунктах, отсутствует экономическая целесообразность открытия новых отделений или размещения банкоматов кредитных организаций, говорится в пояснении к подписанному документу.

Таким образом, подготовленный Минфином проект закона призван решить проблемы, связанные с территориальной удаленностью кредитных организаций от МФЦ, а также улучшению администрирования доходов бюджетной системы.

МФЦ возьмут на себя функции ЗАГСов

Многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ) будут наделены правом оформлять документы, прерогатива выдачи которых ранее принадлежала только ЗАГСам. В частности МФЦ смогут составлять записи актов гражданского состояния, выдавать свидетельства о рождении и смерти. Текст распоряжения Правительства о внесении в Госдуму подготовленного Минэкономразвития законопроекта, описывающий новые полномочия МФЦ опубликован на правительственном сайте. Документ был разработан в контексте существующего плана мероприятий по развитию системы предоставления госуслуг в МФЦ по принципу «одного окна» на 2016–2018 гг .

Документ подразумевает, что ЗАГСы свои функции также сохранят. «Полномочия по внесению исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, составленные МФЦ, а также их восстановлению закрепляются за органами записи актов гражданского состояния», - говорится в пояснительной записке.

МФЦ будут страховать имущество компаний и оформлять бизнесу микрозаймы

На базе многофункциональных центров предоставления госуслуг (МФЦ) начнут полноценно оказываться негосударственные услуги, необходимые для начала и ведения предпринимательской деятельности. Текст соответствующего постановления, подготовленного Минэкономразвития и подразумевающего появление МФЦ для бизнеса, появился на сайте Правительства .

В пояснительной записке к документу утверждается, что сеть обычных МФЦ на территории страны сейчас уже полностью развернута. При этом отмечается, что в ряде субъектов России практика организации деятельности МФЦ для бизнеса уже также сложилась.

«В 2016 году в 39 регионах реализован пилотный проект по созданию таких центров, - говорится на сайте Правительства. - В рамках пилотного проекта регионы продемонстрировали возможные модели организации МФЦ для бизнеса. В большинстве случаев МФЦ для бизнеса созданы на базе действующих многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (93%)».

Предполагается, что центры для бизнеса могут создаваться в обычных МФЦ путем создания дополнительных окон обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На базе МФЦ для бизнеса предоставляются такие услуги как разработка бизнес-планов, товарная и правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование имущества физических и юридических лиц, прием заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов и ряд других.

2013

В декабре 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил:

«Задача – к концу 2015 г. обеспечить для 90% граждан доступ к получению услуг по принципу одного окна. Для этого нужно увеличить количество

Москва. 21 июня. сайт - Министерство экономического развития РФ разрабатывает концепцию обновления системы многофункциональных центров (МФЦ) под рабочим названием "МФЦ 2.0": предлагается расширить количество направлений работы МФЦ и повысить качество оказываемых ими услуг, сообщил замминистра экономического развития Савва Шипов.

"Три самых главных показателя (работы МФЦ, определенных в "майских указах" президента РФ Владимира Путина - ИФ) - время ожидания в очереди сократилось до менее 15 минут, охват МФЦ - более 90% территории страны, но самое главное - удовлетворенность граждан более 90%. Мы решили ту задачу, которая перед нами стояла. Когда достигаешь каких-то целей, возникает вопрос - а что делать дальше? Мы попытались сформулировать основные направления, рабочее название этого документа - МФЦ 2.0", - сообщил Шипов, выступая на V Всероссийском форуме центров оказания государственных и муниципальных услуг в Якутске в пятницу.

По его словам, МФЦ необходимо расширить спектр оказываемых услуг, в результате чего работа центров станет более разнонаправленной. Замминистра привел примеры нескольких регионов, в которых МФЦ стали предоставлять дополнительные услуги. Новые услуги касаются сделок с недвижимостью, присоединения к сетям электроснабжения, получения электронной цифровой подписи (ЭЦП).

"МФЦ, по сути, конкурирует с присутственными местами органов государственной власти. Создав системы МФЦ, мы в большинстве случаев сохранили возможность очного обращения в органы власти. Получается, что сейчас граждане идут в МФЦ, потому что там удобнее и комфортнее, но офисы по приему граждан (в госорганах - ИФ) продолжают существовать. Люди, которые там работали, продолжают там работать. И, наверное, нужно думать о том, чтобы постепенно отказываться от таких присутственных мест и эволюционным путем переходить к тому, что МФЦ станет единственным окном очного взаимодействия между гражданами и государством", - сказал замминистра.

Шипов также предложил искоренить проблему территориальной привязки МФЦ, чтобы граждане могли получать необходимые им услуги независимо от того, в каком регионе или муниципалитете они зарегистрированы. Аналогичное предложение он внес по развитию многоканальности системы: получатель услуги может обратиться как напрямую в госорганы, так и в МФЦ или использовать портал госуслуг. Его сопровождение затем должно идти одинаковым образом.

"Нам надо внедрять принцип, который используется за рубежом - no wrong door, дословно переводится как "нет неправильных дверей". Когда канал взаимодействия - не важно, интернет это, обращение в органы власти или МФЦ - приводит к одному результату, к одной системе сопровождения услуг", - пояснил замминистра.

Кроме того, МФЦ необходимо совершенствовать саму процедуру предоставления услуг: будут разработаны единые стандарты работы и единая система управления качеством работы сети с онлайн-отслеживанием каждого центра.

Некоторые центры уже обучают граждан, как можно пользоваться возможностями портала госуслуг, чтобы сократить количество бумажных документов, организовывают курсы компьютерной грамотности.

"Важно, чтобы в МФЦ была обеспечена идентификация всех граждан и помощь в получении ЭЦП в случае необходимости", - добавил замминистра, отметив, что защита прав граждан в "цифровом мире" станет частью работы МФЦ.

Шипов предложил наделить руководителей региональных МФЦ - по одному в каждом регионе - правами омбудсмена по госуслугам, дать им возможность взаимодействия с прокуратурой и территориальными органами власти для решения проблем получателей услуг. Он мотивировал это тем, что граждане не всегда знают, куда именно обратиться, если были нарушены их права в области цифрового права.

"Мы во многом смогли победить бумажную бюрократию, но пока за счет того, что люди в МФЦ своими руками вносят бумажные документы вместо граждан. Нам дальше надо перейти к тому качеству, когда МФЦ сможет без бумаги обращаться к созданному электронному сервису, с помощью него обеспечивать высокое качество государственных услуг. Поэтому я уверен, что у МФЦ большое будущее", - подчеркнул замминистра.

Он также сообщил "Интерфаксу", что в этом году МФЦ запускает пилотный проект по получению биометрических данных через криптокабины.

"Мы уже сейчас выходим на пилотный проект в нескольких регионах. В этом году криптокабины уже должны начать работать. Принципиально новое качество в том, что криптобиокабины позволят снимать биометрические данные сотрудником МФЦ, а не МВД, которые физически сейчас присутствуют в МФЦ", - пояснил Шипов.

Как сообщалось, это необходимо для выдачи биометрических заграничных паспортов со сроком действия 10 лет.

По данным публичной системы "Ваш контроль" (vashkontrol.ru), качество услуг в МФЦ, которые охватили практически всю территорию страны, граждане оценивают высоко: доля оценок "хорошо" и "отлично" по итогам прошлого года выросла до 98,4%. Это выше, чем в среднем для всех госуслуг, которые оказываются также самими ведомствами и в электронной форме. Десятки миллионов оценок граждан ежегодно поступают в систему "Ваш контроль" через смс-опросы, сайт госуслуг, инфоматы в МФЦ и по другим каналам.

Предпочтение отдается централизованной системе организации МФЦ. Она включает Уполномоченный МФЦ, его филиалы, а также территориально обособленные структурные подразделения (офисы) Уполномоченного МФЦ и офисы привлекаемых организаций. Урегулированы вопросы их взаимодействия. Приведена характеристика децентрализованной и смешанной систем организации МФЦ.

Обозначены особенности предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в удаленных и труднодоступных местностях.

Предусматривается бесплатное выездное обслуживание заявителей в муниципальных образованиях, в которых отсутствуют МФЦ.

Затронуты вопросы обучения сотрудников МФЦ и организаций, привлекаемых к реализации функций МФЦ. Рекомендуется утвердить специальную программу для специалистов МФЦ, осуществляющих прием заявителей по любой государственной и муниципальной услуге, предоставляемой в МФЦ ("универсальных специалистов" МФЦ), а также для работников офисов привлекаемых организаций.

Что касается информационного сопровождения, то здесь, в частности, целесообразно создать Единый интернет-портал системы МФЦ субъекта Федерации. Важно организовать обратную связь с получателями услуг (ящики для сбора мнений, анкетирование, голосование на портале и т. д.).