УДК 658.58
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
А.В. Федоров
Разработана методика оценки качества процесса технического обслуживания и ремонта металлорежущих станков и приведен практический пример ее использования в производственных условиях промышленного предприятия.
Ключевые слова: качество, обслуживание, процесс, станки, ремонт.
Современная концепция Всеобщего Управления Качеством (TQM) и международные стандарты ИСО 9000:2000 делают акцент на процессный подход, в соответствии с которым производственный процесс на промышленных предприятиях предлагается рассматривать в виде сети взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, управление которыми должно осуществляться по циклу Деминга-Шухарта PDCA (Plan-Do-Check-Act) (рис. 1), включающего в себя функции планирования, выполнения, контроля качества и регулирования для каждого процесса.
Управление организацией как сетью процессов обусловливает необходимость контроля качества выполнения каждого составляющего ее процесса. Согласно , под контролем качества процесса понимается проведение измерений контролируемых параметров процесса и их сравнение с установленными требованиями с целью определения соответствия или несоответствия. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что для осуществления функции контроля качества процесса в цикле PDCA необходимо наличие измеряемых параметров процесса (его характеристик, подлежащих измерению и контролю).
показателей процесса;
показателей продукта процесса;
показателей удовлетворенности потребителей процесса.
Каждая из перечисленных групп показателей может проявляться в стоимостном, техническом и временном выражении. Стоимостные, временные и технические показатели, в свою очередь, могут также распределяться по уровням сотрудника, участка, цеха, подпроцесса, функции.
Для основных бизнес-процессов предприятия, непосредственным результатом которых является выпуск продукции, проведение мероприятий по выявлению характеристик процессов, подлежащих измерению и контролю в цикле PDCA, обычно не вызывает сложности. Но при идентификации измеряемых параметров для вспомогательных процессов, связан-
ных с техническим обслуживанием (ТО) и ремонтом металлорежущих станков, обеспечением основного производства оборудованием, приспособлениями, режущим и измерительным инструментом, т.е. способствующих нормальному протеканию основных бизнес-процессов предприятия, возникают определенные трудности.
Например, на рис. 2 изображена матрица, учитывающая связь измеряемых параметров одного из важнейших вспомогательных процессов на промышленных предприятиях - процесса ТО и ремонта металлорежущих станков и требований, предъявляемых к контролю его качества.
Как видно из рис. 2, качество процесса ТО и ремонта невозможно комплексно оценить по всем элементам матрицы, так как они являются абсолютными показателями процесса и его продукта (исправного оборудования) и выражены в количественном виде. Следовательно, показатели для оценки качества процесса нельзя брать из оперативных данных. Их следует определять как относительные значения, т.е. как соотношения. При этом должны учитываться условия, содержащиеся в корневых столбцах матрицы.
Исходя из вышеизложенного, в качестве измеряемых параметров для комплексной оценки качества процесса ТО и ремонта были выбраны:
показатели эффективности и результативности (ПЭР) деятельности ремонтной службы;
материальный ущерб основному производству от простоя оборудования и неплановых ремонтов.
Регистрация значений измеряемых параметров с определенной пе-
риодичностью должна производиться в картах мониторинга процесса ТО и ремонта металлорежущих станков.
Измеряемые параметры процесса ТО и ремонта
ИСО 9000 Стоимостные показатели Показатели времени Технические показатели
Показатели процесса Общая стоимость запасов стоимость субподрядов, затраты на оплату труда персоналу РС Общее время затраченное на выполнение ремонтых работ Уровень технической оснащенности РС, прогрессивности парка оборудования
Показатели продукта процесса Стоимость ремонтных работ по конкретной единице оборудования Время последующей эксплуатации оборудования Технологическая точность
Показатели удовлетворенности потребителей процесса Общая стоимость ремонтных работ, доля затрат на ремонт в себестоимостипродукции Время поиска и устранения неисправностей Количество жалоб, отказов оборудования
Карта мониторинга процесса ТО и ремонта
СТП на процесс ТО и ремонта
Требования по анализу владельцем процесса отклонений от нормального хода процесса и документированию этих отклонений
Требования по анализу результативности корректирующих мероприятий
Требования по формированию отчетности по процессу для вышестоящего руководителя
Требования по определению плановых значений показателей процесса на следующий период
Рис. 2. Параметры качества процесса ТО и ремонта
Очевидно, важнейшим параметром качества для процесса ТО и ремонта являются ПЭР, так как отражают степень соответствия фактических результатов процесса запланированным, а также связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Преимущество ПЭР также заключается в том, что они могут быть использованы в качестве инструмента для непрерывного мониторинга процесса.
В качестве ПЭР был выбран ряд технико-экономических показателей деятельности ремонтной службы, которые в полной мере удовлетворяют условиям матрицы (рис. 2).
Для получения наглядного представления об уровне качества процесса ТО и ремонта, в картах мониторинга целесообразно использовать круговые диаграммы , построенные по относительным техникоэкономическим показателям качества процесса ТО и ремонта, и их коэффициентам весомости (рис. 3).
Каждый показатель изображается на диаграмме в виде кругового сектора, радиус которого ц, равен значению показателя относительно выбранного аналога, а центральный угол - коэффициенту весомости, выраженному условной величиной в градусах или радианах. Базовые значения для всех показателей изображаются окружностью, имеющей радиус, равный единице. Центральный угол для I -го показателя с коэффициентом весомости аI, определяется как ф = 2ш, рад, или ф;- = 360°щ, град.
Уровень качества процесса ТО и ремонта определяется на основе комплексного среднего взвешенного показателя Ук, именуемого здесь средним взвешенным круговым показателем. Он равен радиусу круга, площадь которого равна сумме площадей секторов диаграммы. Его расчет можно осуществить по формуле
Рис. 3. Порядок построения круговой диаграммы
где n - число относительных показателей качества процесса ТО и ремонта; щ - коэффициент весомости; ц - значение i -го показателя.
Опыт показывает, что Ук близок к среднему взвешенному арифметическому показателю: отклонения Ук от этого показателя в широком диапазоне изменения относительных показателей и коэффициентов весомости не превышают 10%.
Значение среднего взвешенного кругового показателя графически отображается окружностью в виде пунктирной линии (рис. 3). Ук < 1 означает, что уровень качества процесса ниже условного относительного аналога. Предлагаемый здесь средний взвешенный круговой показатель для широкого диапазона изменений относительных показателей и коэффициентов весомости имеет значения, близкие к значениям среднего взвешенного арифметического показателя. Более того, он обладает важным преимуществом по сравнению с арифметическим показателем. Оно заключается в том, что круговой показатель имеет геометрический смысл: он равен радиусу круга, площадь которого равна сумме площадей секторов диаграммы.
Коэффициенты весомости для всех показателей на каждом предприятии должны назначаться при помощи методов экспертных оценок и корректироваться при сравнении с прошлыми результатами. Сами ПЭР также выбираются специально созданной экспертной группой, в зависимости от особенностей процесса ТО и ремонта и действующей сбалансированной системы показателей (BSC) на каждом предприятии, а после некоторого периода регистрации показателей руководителю процесса ТО и ремонта следует определить стандартные и целевые значения для каждого из них.
При определении материального ущерба процессам основного производства от неплановых ремонтов и простоя оборудования в карте мониторинга процесса ТО и ремонта следует учитывать показатели использования рабочей силы и оборудования. Тогда размер фактически причиненного ущерба (Му) с достаточной степенью достоверности возможно определить суммой материальных потерь из-за простоя оборудования (Мо) и рабочих (Мр) .
Му = I Мр + £ Мо, (2)
где n - количество рабочих, принятых в расчет; m - количество оборудования, принятого в расчет.
Для предъявления претензий по каждому конкретному случаю нарушений условий производства составляется специальный акт на экономическую претензию. Если расходы по претензиям признает виновная служ-
ба, то подписанная сторонами претензия передается заинтересованной стороной в планово-экономическую службу предприятия. Далее проверяется правильность произведенных расчетов, и сумма расходов отражается в отчетах соответствующих подразделений.
Для автоматизации задачи управления процессом ТО и ремонта металлорежущих станков по циклу РБСЛ была разработана компьютеризированная система его диспетчирования и контроля, включающая в себя модуль мониторинга качества процесса. На рис. 4 приведена круговая диаграмма, построенная данной автоматизированной системой и характеризующая качество процесса ТО и ремонта металлорежущих станков на Филиале «Рудаковский механический завод» ОАО «Тулаточмаш».
№ Показатель Значение
01.2013 02.2013 03.2013 04.2013
1. Степень интенсивности отказов 0,744 0,756 0,810 0,797
2. Доля зарплаты ремонтников в расходах на ТО и ремонт 0,925 0,894 0,914 0,873
3. Потерянное из-за поломок время 0,870 0,886 0,895 0,871
4. Степень развития субподрядов 0,801 0,843 0,900 0,850
5. Коэффициент оперативной готовности 0,635 0,667 0,685 0,661
6. Имеющийся уровень запасных частей 0,691 0,689 0,751 0,720
7. Степень загрузки оборудования 0,740 0,762 0,792 0,753
Ук 0,778 0,790 0,825 0,793
Рис. 4. Круговая диаграмма уровня качества процесса ТО и ремонта в марте 2013 г. на Филиале «Рудаковский механический завод»
ОАО «Тулаточмаш»
На диаграмме приведены те ПЭР, которые наиболее полно учитывают связь работы оборудования с количеством рабочей силы и запасными частями на предприятии. Карты мониторинга, составляемые автоматизированной системой диспетчирования и контроля процесса ТО и ремонта металлорежущих станков, позволяют руководителю отслеживать качество данного процесса, т.е. получать сигнал при возникновении в ходе обслуживания различных несоответствий, проводить систематические сравнения с прошлыми результатами и выяснять тенденции в изменении параметров, судить о результатах работы различных подразделений ремонтной службы.
Применение предложенной методики для оценки качества процесса ТО и ремонта металлорежущих станков успешно применяется на Филиале «Рудаковский механический завод» ОАО «Тулаточмаш» и может способствовать реальному внедрению принципов процессного подхода и TQM на
других отечественных промышленных предприятиях.
Список литературы
1. Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 334 с.
2. Анцев В.Ю., Федоров А.В., Долгов В.В. Управление процессом технического обслуживания и ремонта металлообрабатывающего оборудования // Справочник. Инженерный журнал. № 8. 2004. С. 55-58.
3. Железнов Г.С. Графическое представление уровня качества продукции // Методы менеджмента качества. 2002. № 12. С. 26 - 27.
4. Анцев В.Ю., Трушин Н.Н., Федоров А.В. Разрешение неопределенностей в задачах технологического проектирования на основе метода экспертных оценок // Технологическая системотехника. Сб. трудов Первой международной электронной научно-технической конференции. Тула: Гриф и Ко, 2002. С. 229 - 233.
5. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М."Патент", 1996. 56 с.
6. Статистические методы анализа экспертных оценок. М.: Наука, 1977. 384 с.
7. Менеджмент и маркетинг. Том 2. Учебник / под ред. А. Жичкина. М.: "Европейский центр по качеству", 2002. 200 с.
Федоров Алексей Валентинович, канд. техн. наук, доц., Россия, Тула, Тульский государственный университет
METHOD OF EVALUATION OF QUALITY OF SERVICE AND REPAIR MACHINE TOOL
Developed a method of assessing the quality of the process of maintenance and repair of machine tools and a practical example of its use in the production of an industrial enterprise.
Key words: quality, service, process, machine, repair.
Fedorov Alexey Valentinovich, candidate of technical science, docent, Russia, Tula, Tula State University
Работа любой технической системы может характеризоваться ее эффективностью (рисунок 1.5), под которой понимается совокупность свойств, определяющих способность системы выполнять при ее создании определенные задачи.
Рисунок 1.5- Основные свойства технических систем
В общем случае задача оптимизации периодичности обслуживания решается из условий обеспечения заданного уровня технического состояния, готовности техники,гарантийного срока при минимальных затратах. При более широкой постановке задачи необходимо учитывать, что только снижение стоимости технического обслуживания не гарантирует оптимальность выбора периодичности. Необходима оценка его эффективности. Критерием эффективности называют показатель, соизмеряющий произведенные затраты с полученным от них эффектом. Для оценки эффективности изменения периодичности обслуживания необходимо сопоставить экономический эффект с требуемыми затратами.
Указанную задачу можно решить с использованием методики (основных положений) определения экономической эффективности использования в промышленности новой техники и изобретений. В основе анализа эффективности лежит сравнение экономических результатов использования новой и старой техники. Основным показателем экономической эффективности новой техники является экономический эффект, определяемый по разности приведенных затрат базового и нового варианта.
Применительно к рассматриваемой задаче на первом этапе оценки экономической эффективности новой технологии обслуживания необходимо сравнить приведенные затраты, т. е. сумму себестоимости и нормативной прибыли при использований базовой и новой технологии обслуживания.
При расчете должна обеспечиваться сопоставимость сравниваемых вариантов новой и базовой технологии обслуживания по объему производимых работ с помощью новой технологии, по качественным параметрам и фактору времени. За базовую технологию обслуживания на первом этапе (этап исследования) следует принимать лучшую технологию обслуживания, разработанную в стране, имеющую наименьшие приведенные затраты на единицу работы. Поскольку для технологии обслуживания характерно изменение текущих издержек по годам эксплуатации техники, необходимо учитывать фактор времени, т. е. требуется приведение к одному моменту времени единовременных и текущих затрат на создание новой и старой технологии обслуживания и ее применение.
Анализ экономики связи, автотранспорта, авиатранспорта и других видов техники показывает, что эксплуатационные расходы подразделяются на расходы, связанные с выполнением работ на технике, и на расходы, связанные с организацией и управлением работой персонала, обслуживанием технологических процессов. Затраты на обслуживание составляют часть основных эксплуатационных расходов, связанных с использованием техники и изменяющихся пропорционально продолжительности эксплуатации. Обычно в расходы на обслуживание включают затраты на регламентную аппаратуру, материалы, заработную плату и др.
Стоимость (цена) облуживания зависит от нормативов материальных затрат, системы оплаты труда, производительности, технической вооруженности, объема производства и других факторов.
Расходы на обслуживание определяются в процессе эксплуатации техники анализом фактических затрат. Однако даже для таких массовых видов техники, как автомашины и самолеты, отсутствуют нормативы расходов на их техническое обслуживание и текущий ремонт. Так, для самолетов расход на обслуживание и текущий ремонт принимается около 25% нормы амортизационных отчислений на 1ч полета. Указанное обстоятельство объясняется большой сложностью сбора и обработки статистических данных по издержкам на обслуживание.
Однако известны данные о связи эксплуатационных издержек с физическим износом техники. Такими составляющими издержек являются изменение затрат на ремонт, простой техники на ремонте, затраты на замену изношенных деталей, изменение производительности и других характеристик машин. На рисунке 1.6 приведены составляющие эксплуатационных издержек в зависимости от физического износа, характеризующие нелинейную зависимость издержек от физического износа.
Рассмотренные составляющие имеют место и при обслуживании, причем основной причиной изменения этих издержек является техническое состояние техники.

Рисунок 1.6 - Зависимость эксплуатационных издержек от межремонтных периодов:
1 - издержки от изменения характеристик изделия; 2- издержки от расходов на ремонт, простоев; 3- издержки от замены изношенных деталей; 4- общие издержки
Следствием этого изменения является понижение надежности машин, рост затрат на ЗИП, на работы обслуживания и т. п., поэтому затраты на обслуживание можно представить как функцию изменения технического состояния, а особенности видов обслуживания (затраты на заработную плату, регламентную аппаратуру и т. п., надежность обслуживания) учесть специальными коэффициентами.
1. Расчет экономической
эффективности работы СТО по ТО и ТР автомобилей
Тем не менее автомобильный парк непрерывно растет и пополняется транспортными средствами как отечественного, так и зарубежного производства. Изменение экономических условий развития страны вызывает потребность пересмотра структуры парка автомобилей, снижения эксплуатационных затрат и придания автомобильному транспорту более высоких потребительских качеств.
Иномарки отечественные автомобили рано или поздно сталкиваются с необходимостью ремонта. Выбор места обслуживания сегодня обширен, вывески «Автосервис», «Ремонт автомобилей», «Авторемонт» и т.д. можно встретить повсюду. Обслуживание автомобилей, особенно иномарок, считается прибыльным бизнесом. Сегодня им занимаются как фирменные сервис-центры официальных дилеров, сертифицированные автопроизводителем, так и станции технического обслуживания (СТО), специализирующиеся на ремонте одной или нескольких марок зарубежных автомобилей или даже на обслуживании отдельных узлов (автоматические КПП, системы управления двигателем и т.п.) или выполняющие один вид работ, например: ремонт и окраска кузовов, капремонт двигателей и т.д. Одновременно работы по ремонту оказывают многочисленные частные механики, которые работают в мастерских численностью по два-пять человек при гаражных кооперативах (зачастую в обычном гараже-боксе). Внедряются такие прогрессивные формы и виды обслуживания как посты самообслуживания, техническая помощь на дороге и прочее.
Среди широкой номенклатуры услуг
особое место занимают услуги автосервиса, так как сегодня автосервис - одна из
наиболее быстро развивающихся отраслей сферы услуг. Это обусловлено тем, что
политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей
стране, способствовали развитию отечественного автомобилестроения и увеличению
импорта иностранных автомобилей. Это в свою очередь привело к быстрому росту
парка легковых автомобилей.
2. Расчетная часть
.1 Расчет трудозатрат на ТО и ремонт
) Число авто
принадлежащих населению
N’===3300
A-население
n - число обслуживаемых авто
2) Число
обслуживаемых авто
N=N*k=3300*0,9=2970
k - коэффициент учитывающий количество обслуживаемых автомобилей
3) Годовой объем
работ
Tгод===68310 чел./час
L-годовой пробег автомобиля
t-удельная
трудоемкость работ на 1000 км. пробега.
2.2 Баланс рабочего
времени
Наименование затрат времени Затраты времени сут./час. Календарный фонд времени Количество рабочих дней: Выходные Праздники Количество календарных рабочих дней Неявки на работу: Учебные отпуска Время на выполнение государственных и общественных обязанностей Итого неявок Количество рабочих дней Фактическая продолжительность рабочего дня Фактический фонд рабочего времени 2.3 Расчет численности
производственных рабочих, вспомогательных рабочих и АУП
) Явочное число
рабочих
2) Штатная
численность
Число рабочих*К=42*1,2=50
Таблица численности производственных
рабочих
Наименование работ Явочное количество рабочих Коэффициент перехода от явочной к списочной численности Списочное количество рабочих Мастер приём. Таблица численности вспомогательных
рабочих
Таблица численности АУП
2.4 Заработная плата
В экономической литературе
отсутствует точное понятие заработной платы (далее по тексту з.п), но вот
некоторые из них: ) З.п - вознаграждение за труд. ) З.п - цена трудовых ресурсов
участвующих в трудовом процессе. ) З.п - часть издержек на
производстве идущая на оплату труда работников. ) З.п - часть национального дохода,
поступающего в личное пользование. Заработная плата бывает: · Номинальная. · Реальная. Номинальная
- это сумма денег, которую получает человек за свою работу, она
зависит от трудового вклада и системы расчета с работником. Реальная
- это то количество товаров и услуг, которое может купить человек
за номинальную з.п, она зависит от номинальной з.п и стоимости товаров и услуг. Также заработная палата делится на: · Сдельную. · Повременная. Повременная применяется:
Когда работа является
опасной. Когда качество труда важнее
чем количество. Когда работа не однородна. При работе на конвейере. Повременная з.п так же
делится на:
1. Простая - оплата за
отработанное время, не за календарное, а за нормативное. Повременно-премиальная - когда
человек кроме з.п за отработанное время получает премии. Сдельная применяется:
1. Кода возможен точный подсчет
количества продукции. Когда количество важнее
качества. Сдельная з.п так же делится
на
. Простая
сдельная
- это оплата труда за количество
произведенной продукции 2. Сдельно-премиальная
- когда работник получает не только сдельный заработок, но и
премию за досрочное выполнение задания, за качественное выполнении, экономию
ресурсов, за нововведения. 3. Косвенная-сдельная
- оплата труда вспомогательных рабочих, которые обслуживают
сдельников, т.к. от них зависит выработка основных рабочих. 4. Аккордная
- оплата труда рабочего или бригады за весь объем работы
выполненной в установленный срок при ЧС. 5. Сдельно-прогрессивная
- когда за продукцию выполненную сверх нормы платят по повышенным
расценкам. Расчет заработной платы работников
СТО, вспомогательный работников и АУП. Расчет заработной платы работников
СТО
Должность Количество Тарифный коэффициент Часы работ Годовой фонд основной з/п Сумма за год Мастер приём. Расчет дополнительной з/п работников
СТО Расчет з/п
вспомогательный рабочих
Должность Оклад в руб Количество Годовой фонд з/п, руб Всего з/п в руб Сумма, руб Охранник Расчет з/п АУП
должность количество Годовой фонд з/п, руб Всего з/п в руб Сумма, руб Директор Гл. Механик Расчет фонда з/п персонала СТО 1805385.8+2844000+1003440=17997761.8
руб. Расчет з/п с учетом налога 8*1.3=23397090 руб. Годовой объем работ с учётом доп. работ Тгод. С доп. раб
=Тгод.*1,1=68310*1,1=75141 чел./час Расчет з/п на ед. продукции /68310=342.51 руб./чел. час.
2.5 Основные фонды
Основные фонды
- составная часть имущества предприятия. Основные фонды
выраженные в деньгах - основные средства. Основные средства
- это средства труда, которые неоднозначно участвуют в
производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их
стоимость переносится на готовую продукцию по частям по мере их износа. К
основным средствам относятся средства труда со сроком службы более 1 года и
стоимостью более 1 млн рублей. По своему вещественно натуральному
составу основные фонды подразделяются на: · Сооружения (мосты,
причалы, ж/д) · Передаточные
устройства (трубы, связь) · Силовые машины и
оборудование · Рабочие машины и
оборудование · Измерительные и
регулирующие приборы и устройства · Транспортные
средства · Дорогой
производственный и хозяйственный инвентарь · Рабочий
продуктивный скот По функциональному
назначению на:
· Производственные -
те фонды, которые непосредственно участвуют в производстве, создают условия для
его нормального осуществления (здания, сооружения, эл. сети) и служат для
хранения и перемещения предметов труда (склады) · Непроизводственные
- не участвуют в производстве (стадионы, больницы, детские сады) но находятся в
собственности предприятия. По принадлежности
бывают:
· Собственные · Арендованные Основные фонды в
зависимости от степени воздействия на предмет труда делятся на:
· Активные -
воздействуют на предмет труда. · Пассивные - создают
условия для производственного процесса. Методы оценки основных
фондов:
Оценка основных фондов -
это денежное выражение их стоимости 1. Первоначальная
стоимость
- включает расходы по приобретению
основных фондов их доставке, установке и монтажу т.е. доведения до готовности к
эксплуатации. Она представляется в ценно-годах-строительстве. 2. Восстановительная
- это стоимость воспроизводства основных фондов в современных
условиях. 3. Остаточная
стоимость
- это часть стоимости основных
фондов, которая е перенесена на готовую продукцию. 4. Ликвидационная
- это разность между доходами на ликвидацию и расходами на не. 5. Среднегодовая
стоимость
- основные фонды обладают
способностью движения в течении года т.е. их могут покупать и списывать. Поэтому
среднегодовая стоимость не остается неизменной. В связи с этим предприятие
рассчитывает среднегодовую стоимость. Показатели использования основных
фондов: Натуральные - отражают
количество продукции выработанное конкретным средством труда. Стоимостные - это: · Фондоотдача
- показывает сколько доходов приносит каждый рубль основных
фондов.
· Фондоемкость
- показывает сколько основных фондов требуется для получения ед.
продукции.
· Рентабельность
- отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов.
· Фондовооруженнсть
- отношение среднегодовой стоимости основных фондов к количеству
персонала.
Рентабельность
- представляет собой отношение прибыли к сумме затрат на
производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме
имущества фирмы используемого для организации своей деятельность. Различают 3 вида рентабельности: · Производства · Продукции · Инвестиций Рентабельность
производства
- экономический
показатель эффективности производства, измеряемый отношением балансовой прибыли
к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Фондоотдача:
Ф о ===2.04 руб./руб.
Фондоемкость:
Ф е ===0.49 руб./руб.
Фондовооруженность:
Ф в ===253379,31 руб./чел.
Рентабельность
балансовая:
Р=*100%= Расчет стоимости
основных фондов
Расчет стоимости здания:
С зд =N зд *Ц руб
N-площадь
здания, м 2 Ц-цена за 1 м 2 ,
руб. С зд= 700*17000=11900000
руб.
Таблица расчет стоимости
оборудования
Наименование Количество Мощность В кВт Сумма мощности кВт Цена, руб Сумма, руб Компрессор Подъемник 2х стоечный Тормозной стенд Стенд для проверки ЭО Домкрат подкатной Гаражный кран Сверлильный станок Стенд развал-схождения Шкаф для одежды Система очистки воды Сварочный аппарат Диагностический комплекс Стоимость оборудования с
учетом монтажа доставки и наладки
С=Ц об *К обсл =2796000*1,15=3215400
руб.
К обсл - коэф. учитывающий
затраты на доставку, установку, наладку.
2.6 Расчет
амортизационных отчислений:
Амортизация
- это постепенный перенос стоимость основных производственных
фондов на выпускаемую продукцию. Амортизация
- это денежное выражение износа основных производственных фондов. Амортизационные отчисления
производятся предприятием исходя из установленных норм амортизации и балансовой
стоимости основных фондов по их отдельным группам. Балансовая оценка
- это учет основных фондов в денежном выражении на балансе
предприятия. Балансовая оценка равна первоначальной и восстановительной. Норма амортизации
- величина обратная сроку службы. ) расчет амортизационных отчислений
на здания
А зд =К зд *==238000 руб.
ам здания - норма
амортизационных отчислений на здания Тсл.зд=50 лет Кзд - стоимость здания ) расчет амортизационных
отчислений на оборудование
А об= К об *==321540 руб.
) расчет общей суммы
амортизационных отчислений
А общ =А об +А зд =238000+321540=559540
руб.
2.7 Расчет общецеховых,
хозяйственных и прочих коммунальных расходов
) расходы на текущий
ремонт:
Р т.р =0,2*А общ =0,2*559540=111908
руб. ) расчет расходов на
электроэнергию:
А) на освещение
R осв= * 0,2
кВт*16*3,4*253=190400 руб.
Б) на оборудование
R обор =N*3,4*250*К*Kn=34.07*3,4*253*0,5*0,8=11722
руб.
В) общие расходы на
электроэнергию
R общ =R осв +R обор =190400+11722=202122 руб.
3) расчет расходов на
водоснабжение
Rв=(n*0,5*Q*Цв)=(2970*0,5*5*25)=185625
руб.
4) расчёт расходов на
отопление
Rот=S*Цот*12=700*27,50*12=231000 руб.
2.8 расчет себестоимости
и экономической эффективности производства
Себестоимость
- это удельный показатель т.е. все расходы (суммарные) разделенные на
количество выпущенной продукции. Функции себестоимости:
1. Учет и контроль всех затрат
на выпуск и реализацию продукции Она является базой для
формирования цен на продукцию. Используется для
обоснования целесообразности реальных инвестиций на реконструкцию и развитие
предприятия Обосновывает любые
управленческие решения Виды себестоимости:
1. Себестоимость валовой
продукции т.е. всей продукции выработанной за год включая незавершенные
производства. Себестоимость товарной
продукции - все то что создано за год исключая незавершенные производства Себестоимость реализованной
продукции. По периоду разработки
себестоимость бывает:
1. Плановая - отражает плановые
расходы и плановые объемы продукции. Расчетная - промежуточная,
используется при технико-экономических расчетах по обоснованию новой техники и
технологии. Отчетная - отражает степень
выполнения плана, отчеты расходов и продукции. По месту возникновения
затрат себестоимость бывает:
1. Цеховая - включает все
затраты цеха связанные с производством. Производственная - кроме
затрат цеха включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы
(содержание АУП, амортизация, ремонт, командировочные) Полная - самая большая, она
включает все затраты на производство и реализацию продукции. Расчет себестоимости
продукции на СТО:
Итого расходов (себестоимость) (S) S==332.6 руб./чел. час Цена
- денежное выражение стоимости единицы товара. Цена
- это сумма денег за которую покупатель готов купить, а производитель продать. Структура цены включает:
· Полную
себестоимость продукции · Прибыль · НДС и акцизы · Надбавки
посреднических организаций · Надбавки торговых
организаций Следует различать:
1. Внутризаводскую цену
(себестоимость + прибыль) Отпускную цену
(себестоимость +прибыль+ НДС) Оптовую цену (себестоимость
+ прибыль + НДС + надбавки сбытовых организаций) Розничную цену
(себестоимость + прибыль + НДС + надбавки сбытовых организаций + надбавки
торговых организаций). Функции цены:
1. Учетная - она служит
средством определения всех стоимостных показателей (ВВП, национальный доход,
объем продукции фирмы) Распределительная - гос-во
через цены имеет возможность распределять национальный доход между регионами и
различными слоями населения. Факторы влияющие на
уровень цен:
1. Спрос на продукцию Государственное
регулирование Издержки на производство и
реализацию продукции Конкуренция Равновесная цена
- это точка, где спрос равен предложению Цены бывают:
В зависимости от территории: · Единые - по всей
стране · Региональные
- по регионам
По времени действия:
· Твердые · Сезонные По характеру
обслуживаемого товарооборота:
· Оптовые - между
предприятиями · Закупочные - между
с/х и государством · Розничные - между
покупателями и предприятиями · Тарифы - на услуги В зависимости от рынка:
· Свободные -
устанавливает производитель · Договорно-контрактные
- по согласованию сторон · Регулируемые - под
контролем государства Ц=322,6*1,2=399,1 руб./чел. час.
=(Ц-S)*75141=(399,1-332,6)*75141=5004093 руб. Доход
- денежные средства или материальные ценности, полученные государством,
физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за
определенный период времени Доходы организации
- увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных
средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению
капитала этой организации, за исключением вкладов собственником имущества. Доходы:
Д=Ц*Q= 399,1*75141=29988773,1 руб.
Статьи расходов Единицы измерения Величина Заработная плата персонала СТО Начисления на заработную плату Амортизация здания Амортизация оборудования Расходы на текущий ремонт Расходы на электричество Расходы на водоснабжение Расходы на отопление Прочие расходы Всего расходов Трудоемкость Себестоимость одного человеко-часа Рубли/чел. час. Срок окупаемости
капиталовложений -
показатель эффективности
использования капиталовложений в строительство производственных объектов,
реализацию комплексных народнохозяйственных программ и т.п.; представляет собой
периодвремени, в течение которого произведенные затраты окупаются полученным
эффектом (в форме прибыли или снижения себестоимости, когда дело идет о
предприятии, прироста национального дохода - если имеют в виду страну в целом).
При расчете С.о.к. необходимо учитывать лаг между временем осуществления
капитальных вложений и получением эффекта, а также изменения цен и другие
факторы.
Т окуп ===2.9 лет .9 Технико-экономические
показатели СТО
Показатели Единица измерения Величина Годовая производственная программа Капитальные вложения Себестоимость Руб./чел. час. В том числе заработная плата Руб./чел. час. Амортизационные отчисления Руб./чел. час. Хозяйственные расходы Руб./чел. час. Цена трудозатрат Руб./чел. час. Выручка от реализации продукции Прибыль балансовая Рентабельность Фондоотдача Срок окупаемости капитальных вложений Заключение
Система «Автотехобслуживание» в
настоящее время имеет достаточно мощный производственный потенциал для
успешного решения большинства стоящих перед ней задач. Дальнейшее укрепление
этой системы должно предусматривать не только ввод в эксплуатацию новых
объектов, но и интенсификацию производства, рост производительности труда и
фондоотдачи, улучшение качества услуг за счет ускорения темпов
научно-технического прогресса на основе реконструкции действующих предприятий и
широкого внедрения новой техники и передовой технологии, рациональных форм и
методов организации производства и труда, применения прогрессивных методов
обеспечения и управления производственной деятельностью. Важнейшими направлениями
совершенствования ТО и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам,
являются: ) технико-экономическое обоснование
концентрации, специализации и кооперации производства на индустриальной основе; ) повышение уровня автоматизации и
механизации производственных процессов; ) применение прогрессивных
технологических процессов, основанных на типовой комплексации операций; ) совершенствование организации
материально-технического обеспечения; ) повышение эффективности
использования основных производственных фондов и снижение материала и
трудоемкости отрасли; ) освоение современных форм
обслуживания, например, по абонементным и сервисным книжкам, по предварительным
заявкам, а также обслуживание выездными бригадами и др.; ) применение новых, более
совершенных в технологической и строительной части проектов и реконструкция
действующих СТОА с учетом (при обосновании их структурного состава и мощности)
фактической потребности по видам работ, а также возможности их дальнейшего
поэтапного развития; ) внедрение систем управления
производством и качеством услуг, расширение программы по подготовке кадров и
идейно-воспитательной работы с ними; ) популяризация деятельности системы
«Автотехобслуживание»; ) повышение гарантированности
качества услуг и разработка мероприятий материального и морального
стимулирования его обеспечения.
Список литературы
трудозатрата технический станция
рентабельность 1) Марков О.Д. - Станции технического обслуживания автомобилей
2008 год ) Фастовцев Г.Ф. Организация ТО и Р легковых автомобилей. М.:
Транспорт, 1989 год
=34%
Надежная и безопасная эксплуатация систем, оборудования, зданий и сооружений предприятий неразрывно связана с ремонтной деятельностью. О направлениях совершенствования структуры управления системой ТОиР «ЭЖ» рассказала в прошлом году (см. № 32). Сегодня речь пойдет о подходах к оценке эффективности работ по ТОиР. Рассказывает Владимир Минаев, генеральный директор ОАО «Атомэнергоремонт», к.э.н.
Система ТОиР — совокупность процессов, организационных структур, средств технического оснащения ремонта, методического обеспечения, обеспечивающих эффективное обслуживание и ремонт оборудования предприятия.
Стратегии проведения ремонтов
Приведем три основных стратегии.
Первая — классический планово-предупредительный ремонт (ППР). Он предполагает ремонтный цикл (заранее заданная последовательность ремонтов определенного вида и интервалов между ними) и задание объема работ при выполнении ремонта определенного вида. В варианте ППР, называемом «планирование по наработке», при заданных объемах и сохранении фиксированной последовательности ремонтов время между ними определяют не календарно, а в зависимости от показателя наработки оборудования (часы работы, число пусков и т.п.).
Вторая — ремонт по отказу. Оборудование ремонтируется (или заменяется) по причине его отказа и невозможности его дальнейшего использования. Технически это оправданно для некоторых видов оборудования, если его элементы выходят из строя случайно, вне зависимости от длительности их работы, экономически — когда последствия поломки незначительны, а меры профилактики стоят дороже замены отказавшего узла или устройства. При появлении явных данных о приближении отказа (повышенная вибрация, течь масла, повышение температуры выше допустимой, признаки недопустимого износа) можно выбрать вариант «ремонта по мере возникновения дефектов».
Третья — «ремонт по состоянию». При этой стратегии объем ремонтов и время между ними заранее не фиксированы, а определяются по результатам регулярных ревизий (обследований) оборудования и мониторинга его состояния с помощью автоматизированных средств контроля и диагностики. Эта стратегия позволяет существенно экономить ресурсы, поэтому она считается наиболее прогрессивной для сложного и дорогостоящего оборудования.
Для заказчика более выгодным и приоритетным сегодня становится метод агрегатного ремонта, предполагающий замену агрегата либо целиком, либо его части, и сервисное обслуживание оборудования. Такой метод значительно сокращает время ремонта. Во многих отраслях распространено сервисное обслуживание и, хотя оно обходится заказчику несколько дороже, имеет большие шансы на будущее.
У нас система ТОиР в основном строится на проведении ППР. В ближайшем будущем планируется перейти к ремонту ряда оборудования по его техническому состоянию и использованию метода агрегатного ремонта и сервисного обслуживания оборудования.
Эффективность ТОиР
Эффективность ТОиР определяется отношением максимально возможного результата ТОиР (высокое качество работ при соблюдении нормативного срока ремонта) к минимально возможным эксплуатационным расходам (минимально обоснованный уровень затрат без потери качества и объема выполненных работ).
Результатом работ по ТОиР, а также реконструкции и модернизации оборудования энергоблоков, общестанционных систем, внешних объектов действующих АЭС является их надежная и безаварийная работа в плановом межремонтном периоде. Экономически это означает отсутствие финансовых потерь за недовыработанную электроэнергию из-за неплановых остановов и простоев оборудования АЭС в ремонте.
Результативность деятельности ремонтного персонала, как правило, оценивается величиной среднемесячной выработки на одного рабочего (см. диаграмму).
Подобное измерение производительности труда имеет существенный недостаток — зависит от лимитированных средств на ремонт, структуры цены, численности персонала и тарификации работы. И при манипуляции с коэффициентами к сметам, директивном снижении затрат в части лимитов на ТОиР, существующей регламентированной длительности ремонта такой подход не отражает действительную производительность труда — слишком велика при этом ценовая составляющая.
Более правильно воспользоваться ресурсными методами оценки 1 .
Приведем три таких показателя.
Трудоемкость ремонта — основной ресурсный показателей. Трудоемкость регламентируется количественно техническим нормированием 2 .
Например, трудоемкость среднего ремонта серийного блока АЭС — 520 000 человеко-часов, длительность ремонта в одном случае 40 суток, в другом — 35 (13 000 человеко-часов/дн. и 15 000 человеко-часов/дн. соответственно). Очевидно, во втором случае производительность труда ремонтного персонала выше.
Нормативная численность персонала для выполнения ремонта — другой важный показатель производительности труда (отношение нормативной численности работников, рассчитанной по нормативной базе, к фактически занятому в ремонте).
Третий показатель — индекс производительности труда. Его можно представить на основе фактических и натуральных ресурсных данных в виде зависимостей:
ИПТ = ТрЕ/ДлР;
ИПТ = НЧ/ФЧ,
где: ИПТ — индекс производительности труда;
ТрЕ — трудоемкость ремонта блока;
ДлР — длительность ремонта блока (может быть нормативной и фактической);
НЧ — нормативная численность персонала, необходимого для выполнения ремонта блока;
ФЧ — фактическая численность персонала, занятого на ремонте блока.
Согласно утвержденной концерном методике 3 одним из показателей является сокращение срока ремонта 4:
- на стадии формирования графика ремонта на планируемый год — оценка прогнозного финансового результата от сокращения сроков ремонта по сравнению с нормативными для определения целесообразности принятия решения о сокращении срока ремонта;
- по итогам завершения ремонтов — оценка фактического финансового результата от сокращения срока ремонта в целях подтверждения правильности принятых решений при планировании.
Результаты оценки эффективности сокращения сроков ремонтов используются для мотивации труда ремонтного персонала АЭС и подрядных организаций.
А поскольку продолжительность ремонта не может быть сокращена в ущерб надежной и безопасной эксплуатации АЭС, в методике приводятся основные направления снижения сроков:
- интенсификация труда ремонтного персонала;
- развитие высокой культуры производства с элементами бережливого производства (производственной системы «Росатом»);
- внедрение новейших технологий в ремонте;
- использование современных средств технологического оснащения и высокоэффективной оснастки для ремонта.
Вместе с тем сокращение сроков ремонта связано с дополнительными доходами в виде выручки от продажи дополнительно выработанной электрической энергии (при условии ее востребованности на рынке) и расходами, обусловленными интенсификацией (переход на трехсменную работу) труда ремонтного персонала.
Экономически сокращение продолжительности ремонта эффективно при условии, что дополнительные расходы покрываются выручкой от продажи дополнительно выработанной электроэнергии и при этом еще остается дополнительная прибыль.
Пути повышения эффективности ТОиР
Повышение эффективности ТОиР — процесс уменьшения потерь от недовыработки электроэнергии из-за остановов и простоев систем и оборудования АЭС в ремонте при оптимизации затрат на ТОиР без потери качества выполненных работ.
В атомной энергетике умение управлять производством, своевременно принимать решения особенно актуально из-за возможных последствий при бездействии руководителей. Разветвленная структура со многими уровнями управления может привести к неразберихе в производстве, принятию ошибочных решений или, что еще хуже, непринятию их вообще. Ликвидация последствий такого управления обходится очень дорого.
Приведем основные пути повышения эффективности ТОиР и направления их реализации.
1. Совершенствование структуры управления системой ТОиР (см. «ЭЖ», 2012, № 32).
2. Оптимизация плановых сроков ППР.
2.1. Введение в действие единой отраслевой системы экономического планирования ресурсов.
Учитывая разветвленную филиальную сеть, применение единого подхода к планированию ресурсов — приоритетная задача общества. А желаемого результата можно достичь только при жесткой экономически обоснованной централизации ресурсов.
2.2. Внедрение новых технологий ремонта оборудования и средств технологического оснащения ТОиР.
В рамках технического перевооружения разработана инвестиционная программа, включающая:
- разработку и освоение новых технологий;
- оснащение современными технологическими средствами ремонта;
- строительство и оснащение производственных баз;
- подготовку и переподготовку ремонтного персонала.
2.3. Совершенствование технической документации на процессы.
Поскольку технологическая документация на ТОиР подготовлена много лет назад и основана на технологиях прошлого века, ее качество нуждается в улучшении:
- постоянной актуализации в связи с меняющимися нормативными документами;
- доработке в связи с необходимостью применения технологий на однотипном оборудовании разных АЭС одного проекта с целью унификации процессов.
Документация, тем более хорошая, давно стала товаром, и ее распространение ограничено. Как и опыт, она — наследие нынешнего поколения, поэтому ее актуальность и совершенствование скажется на качестве и надежности работы тех, кто придет нам на смену.
2.4 Повышение качества подготовки ремонтного персонала в специализированных учебно-тренировочных центрах с использованием полномасштабных макетов и натурных образцов оборудования (Инженерно-технический центр общества проводит подготовку, переподготовку и поддержание квалификации работников более чем по 100 учебным программам по 37 специальностям).
3. Снижение потерь от недовыработки электроэнергии в результате неплановых остановов и простоев оборудования в ремонте.
3.1 Совершенствование системы управления ТОиР путем перехода к управлению ТОиР, как проектом:
- комплексный подход к планированию ресурсов (с учетом наличия материальных и людских ресурсов);
- диспетчеризация работ по
- ТОиР (типовых — на основе всестороннего анализа их выполнения в предыдущие периоды и на других объектах. Подготовка к выполнению нетиповых специальных работ должна быть начата не менее чем за год до начала их выполнения);
- диспетчеризация ресурсов по ТОиР (управление материальными и людскими ресурсами должно осуществляться в условиях действия единого стандарта закупок).
3.2 Создание подсистемы управления проведением ремонтов на базе АСУ-Ремонт, интегрированной в единую отраслевую информационную систему:
- создание единой базы данных оборудования;
- создание единой системы управления ресурсами ТОиР;
- управление материально-техническим обеспечением ТОиР (создание нормативной базы производственных запасов);
- оптимизация планирования ППР (сокращение сроков ППР на тех площадках, где это актуально и экономически целесообразно).
3.3 Создание работоспособной системы обеспечения качества при выполнении ТОиР включает разработку:
- отраслевого руководства по созданию системы качества (руководство должно охватывать деятельность на всех этапах жизненного цикла от этапа проектирования до снятия с эксплуатации);
- системы обеспечения качества на АЭС концерна с учетом совершенствования системы разработки и контроля исполнения корректирующих действий, а не коррекций, по нарушениям в работе, связанным с ремонтом оборудования;
- программы управления качеством проведения ТОиР, отвечающей современным тенденциям отрасли, учитывающей особенности оборудования эксплуатируемых и сооружаемых блоков, а также описывающей действенные меры и способы управления качеством, а не только его контроль.
4. Снижение эксплуатационных расходов в части суммарных затрат на ТОиР.
4.1. Оптимизация объемов ремонтных работ:
- разработка и согласование новых нормативных документов по выполнению ТОиР с надзорными органами и заводами-изготовителями;
- обоснование перехода с четырехлетнего на восьмилетний ремонтный цикл контроля металла;
- внедрение всесторонней диагностики технического состояния оборудования (этому направлению деятельности уделяется пока крайне мало внимания, даже новое оборудование на строящиеся блоки данными устройствами оснащается недостаточно).
4.2. Оптимизация распределения работ, выполняемых хозяйственным и подрядным способом.
Предложения по оптимизации затрат на ТОиР с учетом особенностей финансово-экономической деятельности общества приведены в таблице.
Переход на новые технологии ремонта оборудования, в первую очередь на ремонт по техническому состоянию, позволит значительно повысить эффективность ТОиР.
Принцип организации ремонта по техническому состоянию может быть реализован при организации сервисного обслуживания оборудования с решением следующих вопросов:
- кто, какими способами, с помощью каких критериев (технических, экономических) будет определять техническое состояние оборудования и целесообразность его ремонта или замены;
- ответственности за принятые решения и их последствия;
- связи с авторами проекта, изготовителями оборудования и оформления необходимых согласований с проектными, конструкторскими и надзорными организациями и органами;
- сбора статистических данных, их систематизации и анализа, оценки остаточного ресурса оборудования, его элементов и выработки рекомендаций по необходимым мероприятиям;
- разработки новых регламентов и нормативно-технических документов по технологии ремонта;
- отслеживания мировых достижений в технологии ремонта и средствах технического оснащения, адаптации их к реальным условиям российских АЭС, внедрения и научно-технического сопровождения;
- разработки и внедрения новых диагностических систем технического состояния оборудования;
- экспертизы проектов строительства новых АЭС и выработки предложений в части ремонтного обслуживания;
- подготовки и переподготовки ремонтного персонала.
В рамках инвестиционной программы — организации производственного процесса ТОиР АЭС — планируется выполнение мероприятий по организации ремонта оборудования по техническому состоянию:
- подготовка «медицинских карт» оборудования, ремонтируемого по техническому
- состоянию (совместно с АЭС);
- мониторинг наличия средств диагностики оборудования (не обеспеченного в заводской поставке) и выбор поставщика (совместно с АЭС);
- разработка программ и методик диагностики оборудования (с определением контролируемых параметров), ремонтируемого по техническому состоянию;
- подготовка персонала для работы на современном оборудовании и приборах диагностики.
Все пути повышения эффективности работ по ТОиР связаны с затратами в разной степени, и принять решение, какие из них использовать, — прерогатива заказчика. Только комплексный подход в выборе путей повышения эффективности работ по ТОиР приводит к наилучшему результату.
1 Ресурсный подход к оценке производительности труда и эффективности производства традиционно в большей степени применяется в сфере производства продукции, а не оказания услуг.
2 Техническое нормирование — установление технически обоснованных норм затрат труда, машинного времени и материальных ресурсов на единицу продукции.
3 Методика оценки эффективности работы ремонтного персонала при оптимизации сроков ремонта энергоблоков АЭС.
4 Согласно методике, сокращение продолжительности ремонта энергоблоков АЭС не может быть произведено в ущерб надежной и безопасной эксплуатации АЭС.
Мероприятия по оптимизации затрат на ТОиР
Уровень затрат |
Мероприятия |
Особенности |
Затраты
|
1. Оптимизация численности персонала, задействованного на выполнении работ по ТОиР — обоснование оптимального соотношения затрат концерна на ТОиР, выполняемых хозяйственным и подрядным способами. 2. Установление критериев, используемых в процессе бюджетирования общества, как сервисного предприятия концерна |
1. Необходимость приведения в соответствие расходных статей бюджета концерна доходным статьям бюджета общества. 2. Необходимость учета возможности повышения затрат общества при выполнении ТОиР подрядным способом |
Затраты
|
1. Оптимизация численности персонала общества — оптимизация отношения собственных затрат к затратам по привлечению субподрядных организаций. 2. Выстраивание финансовоэкономических взаимоотношений с концерном с целью недопущения кассовых разрывов и обеспечения финансовой устойчивости общества. Уменьшение дебиторской задолженности. 3. Реализация финансовой политики общества в области соответствия расходной и доходной части его бюджета. Совершенствование процессов планирования бюджета. 4. Разработка и выполнение программы сокращения издержек. 5. Реализация финансовой политики в финансовых взаимоотношениях между центральным аппаратом и филиалами общества. Доработка ОРД общества в части обеспечения финансовой дисциплины филиалов. Совершенствование процессов управления внутренними денежными потоками. 6. Совершенствование процессов управления кредиторской задолженностью |
1. Требование безусловного обеспечения потребностей заказчиков в высококачественных комплексных услугах по ТОиР, реконструкции и модернизации систем и оборудования, зданий и сооружений объектов использования атомной энергии. Поскольку при выполнении работ «на пиках ремонтов» общество должно иметь достаточное количество ремонтного персонала с необходимой квалификацией, его затраты менее привязаны к выручке (объемам производства), чем на классических производственных предприятиях. 2. Повышение доли собственных затрат ведет к повышению производительности труда сотрудников и, следовательно, улучшению финансового состояния общества. 3. Повышение доли собственных затрат должно сопровождаться повышением заработной платы и социальных гарантий сотрудников. 4. Повышение доли собственных затрат сверх оптимального не позволит реализовать преимущества хозяйственного способа выполнения ТОиР по сравнению с подрядным способом |
В настоящее время сложилось положение, что на автомобильном транспорте эффективность общественного производства прежде всего определяется эффективностью использования подвижного состава, от которого зависят производительность труда, себестоимость перевозок, размер прибыли и уровень рентабельности работы автотранспортного предприятия.
Как отмечал Д.П. Великанов, эффективность использования транспортного средства может зависеть и определяться, с одной стороны, совершенством его конструкции и соответствием условиям эксплуатации - транспортным, дорожным и климатическим, с другой стороны, она зависит от организации перевозок; продолжительности суточного времени в наряде, количества дней работы в году, рациональной организации маршрутов перевозок, механизации погрузочно-разгрузочных работ,
Опыт оценки работы подвижного состава автомобильного транспорта показывает, что показателю «тонно-километр» присущи серьезные недостатки. Натуральные тонно-километры, которыми определяется объем перевозочной работы, являются произведением веса и расстояния ездки. Поэтому каждый тонно-километр в отдельности характеризует собой одну единицу выполненной работы независимо от характера и условий перевозок и трудовых затрат на их осуществление. Поскольку автомобильным транспортом выполняются самые разнообразные перевозки, отличающиеся и по характеру перевозимого груза, и по расстоянию перевозки, и по их качеству, то в конкретных условиях перевозок на единицу работы, выражаемую одним тонно-километром, может приходиться весьма, различное количество трудовых затрат. Натуральный тонно-километр не характеризует полезность и потребительскую ценность выполняемой работы, а также величину трудовых затрат, общественно необходимых на производство работы, не устанавливает связи между перевозочным процессом и народным хозяйством.
Показатель оценки эффективности транспортного процесса «тонна» также имеет недостатки. Он только определяет количество перевезенного груза и не характеризует экономические затраты, связанные с его перемещением. А общество заинтересовано не только в том, чтобы груз перевозился, но и в том, чтобы транспортные расходы были как можно меньшими. Не может для оценки эффективности перевозочного процесса использоваться и рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к производственным фондам. Как показывает опыт, прибыль на автомобильном транспорте не есть объективный фактор оценки деятельности автотранспортного предприятия, эффективности использования различных типов подвижного состава. Прибыль зависит не только от технико-эксплуатационных и экономических показателей работы автотранспортного предприятия, но и от тарифов за перевозку грузов. Тарифы, на основании которых складываются доходы предприятия, не совсем совершенны и могут поставить некоторые предприятия в более выгодные условия, чем другие.
Стоимость подвижного состава не пропорциональна его грузоподъемности. Автотранспортные предприятия, имеющие различный подвижной состав, будут находиться в неравных экономических условиях, т.е. будут иметь различный удельный вес прибыли на один рубль производственных фондов при одних и тех же доходах. Поэтому рентабельность, определенная как отношение прибыли к производственным фондам автотранспортного предприятия, объективно не отражает эффективности перевозочного процесса.
В условиях современного разделения общественного труда эффективность автомобильных перевозок складывается из следующих составляющих: степени удовлетворения потребностей обслуживаемого предприятия в перевозках грузов, эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта и эффективности использования погрузочно-разгрузочных и других средств. Поэтому показатель эффективности должен сочетать эффективность функционирования транспортного коллектива и влияние перевозок грузов на деятельность обслуживаемых предприятий.
Эффективность - социально-экономическая категория, характеризующая объективные причинно-следственные связи или количественные соотношения между затратами и результатами. Между понятиями «эффект производства» и «эффективность производства» имеется различие. Эффект производства есть его результат. Эффективность производства - это не сам результат, а его отношение к затратам, то есть эффективность есть отношение полезного эффекта (результата) к затратам па его получение. Оценка эффективности такой сложной системы, как транспортный процесс, меняющийся в зависимости от изменения внешних и внутренних условий организации перевозки, должна включать в себя совокупность многих свойств и показателей отдельных звеньев и компонентов транспортного комплекса, организуемого для перевозки груза. Показатель эффективности перевозочного процесса, с одной стороны, должен характеризовать объем выполненных перевозок, а с другой - согласованность выполняемых перевозок с удовлетворением потребности обслуживаемых предприятий, со стабильностью и пропорциональностью функционирования звеньев транспортного комплекса. Сложность оценки заключается в том, что автомобильный транспорт перевозит самые различные грузы и подвижной состав работает в самых разнообразных условиях. Проблема заключается в нахождении конкретной формы взаимосвязанного суммирования количественного и качественного функционирования отдельных звеньев и компонентов транспортного комплекса.
В настоящее время сопоставимыми показателями функционирования различных компонентов транспортного комплекса могут быть стоимостные или трудовые затраты. На современном уровне развития экономики при определении эффективности производственных процессов применяются стоимостные затраты. В действующих и предлагаемых методиках определения экономической эффективности рекомендуется учитывать: фактор времени; интегральный экономический эффект; экономическую эффективность применения повой техники; опенку эффективности мероприятий по совершенствованию природопользования; внешнеэкономические, социальные, экологические факторы и факторы неопределенности; учет, сопутствующего эффекта (который может проявляться в отраслях или сферах, непосредственно не связанных с теми, в которых проводится данное мероприятие); формирование системы платежей за различные вилы используемых ресурсов.
В настоящее время принято считать, что сокращение времени перевозки приводит к снижению объема грузовой массы, находящейся в пути, и, как следствие, к сокращению оборотных средств. Это утверждение справедливо лишь к грузам сферы потребления, объем перевозок которых составляет около 3%. Для сферы производства, в которой выполняется 96% объема перевозок, характерным является не скорость перевозки, а срок доставки груза. В этой сфере увеличение скорости движения подвижного состава, а следовательно, и снижение срока поставки может привести даже к нежелательным последствиям - необходимость складирования у получателя, хранение груза и дополнительные, вызванные этим, затраты. Поэтому при измерении эффективности перевозочного процесса все эти факторы должны быть учтены.
Как правило, транспортные комплексы организуются на непродолжительное время, обычно на год. Это связано с тем, что ежегодно происходит перераспределение закрепления поставщиков продукции за потребителями, а также уточнение и изменение объема перевозок грузов. Кроме того, значительная часть перевозок грузов, выполняемых автомобильным транспортом, имеет сезонный характер. Поэтому оценку эффективности выполняемых перевозок необходимо производить за весь плановый период (год или сезон), на который разработан технологический проект перевозки груза.
Оценка эффективности функционирования транспортных комплексов не затрагивает экономических нормативов длительного действия. При определении народнохозяйственных затрат, связанных с выполнением перевозочного процесса, необходимо учитывать технико-экономические показатели используемого подвижного состава (грузоподъемность, техническая скорость, использование подвижного состава, время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями и др.), расстояние транспортирования, затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, с повреждением и потерей груза, с нарушением срока доставки груза и другие.
В нашем случае критерием эффективности перевозочного процесса будет служить себестоимость перевозок. Вследствие того, что наши предложения будут затрагивать лишь непосредственно сам процесс централизованной доставки грузов, то экономический эффект от внедрения новых технологий будет измеряться просто как разность себестоимости перевозок на существующих маршрутах и на проектируемых:
Е = С пр - С сущ, (16)
где Е - экономический эффект от внедрения новых технологий;
С пр - себестоимость перевозок на проектируемых маршрутах;
С сущ - себестоимость перевозок на существующих маршрутах.
В свою очередь, себестоимость перевозок определяется как сумма:
С = С ат + С см + С то, р + С аш + С амо + С от + С нр, (17)
где С ат - затраты на автомобильное топливо;
С см - затраты на масла и смазки;
С то, р - затраты на техническое обслуживание и ремонт;
С аш - затраты на восстановление износа и ремонт шин;
С амо - амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава;
С от - фонд оплаты труда;
С нр - накладные расходы.
Рассмотрим теперь каждый из этих показателей:
1. Затраты на автомобильное топливо:
С ат = (L общ * Р) / 100 * Ц т (18)
где L общ - общий пробег за сутки, км;
Р - расход топлива на 100 км пробега, л;
Ц т - цена одного литра топлива.
2. Затраты на масла и смазки - определяются в размере 10% от затрат на топливо:
С см = 0, 1 * С ат (19)
3. Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, работающих на маршруте:
С то, р = 0,001 * (Н зп + Н зч + Н мат) * L общ * А э, (20)
Н зп - норма затрат на техническое обслуживание и ремонт в части заработной платы ремонтных рабочих равная 1051 рубль на 1000 км пробега;
Н зч - норма расхода на запасные части, равная 589 рублей на 1000 км пробега;
Н мат - норма затрат на материалы, равная 10% от нормы расхода на запасные части;
А э - количество автомобилей, находящихся в эксплуатации.
4. Затраты на восстановление износа и ремонт шин:
С аш = L общ * А э * (N ш * Ц ш / L ш), (21)
где N ш - число шин автотранспортного средства;
Ц ш - цена шины автомобиля, руб.;
L ш - запас хода шины автомобиля
5. Амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава:
С амо = Ц б * Н ам * L общ / 100 (22)
где Ц б - балансовая стоимость автомобиля;
Н ам - норма на амортизацию, равная 0,3% от балансовой стоимости автомобиля;
6. Фонд оплаты труда:
Сдельная заработная плата водителей:
ЗП сд = Q мес * Т * К прем * К инф, (23)
где Q мес - объем доставки продукции за месяц;
Т - сдельная тарифная ставка;
К прем - премиальный коэффициент;
К инф - коэффициент инфляции.
Премиальные начисления ФОТ прем определяются из расчета 57% от сдельной заработной платы водителей:
ФОТ прем = 0, 57 * ЗПс д (24)
Заработная плата за неотработанное время (отпуск, выходные дни) установлена в размере 9,5% от ФОТпрем:
ЗП доп = 0,095 * ФОТ прем (25)
Общая заработная плата водителей определяется:
ЗП общ = ЗП сд + ЗП доп + ФОТ прем (26)
Отчисления на социальные нужды и пенсионный фонд составляют 37% от общей заработной платы водителей:
ОТЧ соц = 0, 37 * ЗП общ, (27)
Фонд оплаты труда на маршруте определяется:
ФОТ = ЗП общ + ОТЧ соц. (28)
7. Накладные расходы составляют до 40% от заработной платы водителей:
С нр = 0,4 * ЗП общ (29)
Таким образом, в результате изучения различных методов оптимизации перевозок при перевозки грузов, можно сделать следующие выводы:
1. На производительность автомобиля существенное влияние оказывают такие технико-эксплуатационные показатели, как коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега, техническая скорость транспортного средства, время простоя под погрузкой (разгрузкой) и другие. Так, например, величина производительности автомобиля, будет тем больше, чем больше коэффициент использования пробега и выше техническая скорость. Увеличение длины ездки с грузом и времени простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой приводит к снижению производительности. Степень влияния использования пробега становится особо значительной при движении автомобиля с высокими скоростями, увеличении грузоподъемности и уменьшении времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями. При малых значениях технической скорости ее изменение будет оказывать значительно большее влияние на изменение производительности автомобиля, чем при больших. С увеличением времени простоя под погрузкой и разгрузкой производительность будет уменьшаться, и приближаясь к нулю, причем степень влияния времени под погрузку и разгрузку на производительность будет тем меньше, чем больше значение времени простоя автомобиля.
2. Одним из основных направлений снижения затрат транспортного процесса является оптимальный выбор вида транспорта. Существует несколько методик выбора типа транспортного средства. Наиболее простым и эффективным является метод сравнительного анализа по обобщенному показателю, сущность которого заключается в следующем:
Сначала определяется набор показателей, по которым предполагается оценивать подвижной состав;
Для каждого показателя выбирается наилучшее из всех вариантов значение и принимается за единицу, остальные значения представляются относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения данного показателя по сравнению с наилучшим;
Рассматриваемые показатели имеют различное влияние (вес) при формировании обобщенного критерия, поэтому вводится дополнительный столбец «ранг» и расставляются показатели по значимости с 1 по 10 место;
Затем каждое относительное значение показателей делится на его ранг и складывается по столбцам;
Полученное значение составляет величину суммарного коэффициента, которая и принимается за обобщенный показатель;
Наибольшее значение суммарного показателя соответствует лучшему варианту.
3. Одной из важнейших задач при доставке грузов является составление маршрутов движения подвижного состава. Из всего множества методов решения задач маршрутизации нас интересуют метод функций «выгоды» и метод сумм - «задача коммивояжера». Метод функций «выгоды» основан на понятии эффекта (выгоды), который получается от объединения двух маятниковых маршрутов в один кольцевой. Некоторые маршруты можно объединять, в соответствии с величиной «выгоды», в более крупные маршруты. Если при этом для возможных объединений использовать маршруты, величина «выгоды» на которых имеет наибольшее значение, то можно рассчитывать, что полученное решение будет близко к оптимальному и затраты, связанные с перевозкой будут минимальны.
Решение заканчивается, когда дальнейшее объединение маршрутов станет невозможно. Это может быть по двум причинам: либо не осталось ни одного положительного значения выгоды (то есть объединять невыгодно), либо при объединении превышается грузовместимость автомобиля.
4. При внедрении в производственный процесс новых технологий необходимо произвести оценку эффективности нововведений. В настоящее время применяется несколько показателей для измерения эффективности использования подвижного состава: прибыль, рентабельность, производительность подвижного состава в тоннах и тонно-километрах, удельная производительность подвижного состава и т.д. Наиболее доступным и удобным критерием оценки эффективности перевозок является себестоимость перевозок. Вследствие того, что наши предложения будут затрагивать лишь непосредственно сам процесс доставки грузов, то экономический эффект от внедрения новых технологий будет измеряться просто как разность себестоимости перевозок на существующих маршрутах и на проектируемых.