Кто освобожден от применения онлайн-касс до 01.07.2021 и кто – бессрочно. Ответственность за нарушение законов о ККТ. Ограничение ответственности до 01.07.2020.
Правила применения контрольно-кассовой техники на территории России регламентируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Освобождены от онлайн-касс до 01.07.2021
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»:
Установить, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года .
Освобождены от применения ККТ бессрочно
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:
- Кредитные организации.
- Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
- продажа газет и журналов на бумажном носителе;
- продажа ценных бумаг;
- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
- торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
- разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
- торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
- торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
- вспашка огородов и распиловка дров;
- услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
- сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
- розничная продажа бахил.
- Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
- Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
- Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
- Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
- Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
- Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
- Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
- товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
- образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
- физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
- домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
- Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.
* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.
Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Обязанность покупателей пробивать чек
Обязаны ли организации и ИП применять ККТ при оплате товаров и услуг наличными или корпоративной картой, привязанной к расчетному счету?
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ «Контрольно-кассовая техника... применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов , за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.»
Расчеты по статье 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ – это «... прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги...»
Согласно определению понятия «расчеты», пункту 1 статьи 1.2. и пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при выплате денежных средств за товары, работы, услуги наличными деньгами и (или) в безналичном порядке с предъявлением электронного средства платежа.
Однако, в пункте 2 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек... покупателю (клиенту) ...» Упоминания о выдаче чека продавцу нет.
Кроме того, в статье 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечисляются обязательные реквизиты кассового чека, среди которых есть «признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода)» . Упоминания о выдаче средств продавцу нет.
Будут ли на практике эти два аргумента учтены налоговиками в пользу организаций и ИП – неизвестно. Но есть вариант, подтвержденный пунктом 2 Письма ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/[email protected], когда покупатель и продавец могут оформить расчет одним чеком, пробитым продавцом товаров, работ, услуг. Это возможно при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя.
В кассовом чеке, выданном подотчетному лицу, с 01.07.2019 должен быть указан ИНН покупателя. Подробнее об этом читайте в Письме ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/[email protected]
Ответственность за нарушение законов о ККТ
Ответственность за нарушение законодательства о применении онлайн-касс регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники:
2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей ; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей .
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –
влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет ; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток .
4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –
.
5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .
6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей ; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей .
Ограничение ответственности до 01.07.2020
Статья 2 Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ отменяет штрафы для общественного транспорта и сферы ЖКХ до 1 июля 2020 года:
«Приостановить до 1 июля 2020 года действие частей 2 - 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях... в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).»
Представителей общественного транспорта и сферы ЖКХ не будут штрафовать до 1 июля 2020 года за следующие нарушения:
- Неприменение контрольно-кассовой техники.
- Повторно зарегистрированное неприменение ККТ.
- Применение онлайн-кассы, не соответствующей установленным требованиям.
- Применение онлайн-кассы, соответствующей установленным требованиям, с нарушениями.
- Непередача клиенту бумажного или электронного чека по его требованию.
Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.
Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.
В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.
С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон предусматривает следующие основные положения:
- Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
- Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
- Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
- Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
- Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
- Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
- Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
- Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
- Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
- Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
- Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.
Основные положения предлагаемой системы – это:
- Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
- Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
- Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
- Вовлечение покупателей в гражданский контроль.
Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.
Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.
Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.
Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.
В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.
Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.
На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.
Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:
- снизить ежегодные расходы на ККТ;
- получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
- иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
- применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
- избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
- работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
- получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
- самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.
С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.
С 1 февраля этого года ФНС регистрирует только онлайн-кассы. А с 1 июля перейти на использование онлайн-касс в расчетах должны многие предприниматели и компании, за некоторыми исключениями. О том, какие произошли изменения ККМ в 2017 году, свежие новости о переходе на онлайн-кассы читайте в этой статье.
На кого распространяются новые требования?
Сфера применения новой кассовой техники касается расчетов наличными и электронными платежными средствами. Закон № 290-ФЗ от 03.07.2016 , которым внесены данные изменения в Закон о ККТ от 22.05.2003 , значительно расширяет область применения кассовой техники, распространяя ее, в том числе, на расчеты с покупателями, которые осуществляют лица, применяющие ЕНВД, патентную систему, а также на предпринимателей и компании, которые при оказании бытовых услуг обходятся без кассовых аппаратов, выписывая БСО.
Согласно переходным положениям 290-го Федерального закона указанные лица должны будут начать применять онлайн-технику с 1 июля 2018 года. Компании и предприниматели, не относящиеся к этим лицам и не подпадающие под установленные законом исключения, должны использовать онлайн-кассы уже с 1 июля 2017 года.
Внедрение новой кассовой техники потребует от предпринимателей соответствующих вложений. По приблизительным оценкам расходы составят около 20 тысяч рублей.
Сюда войдут расходы:
- на приобретение или модернизацию кассового аппарата (от 12 тыс. руб.);
- на обслуживание по договору с фискальным оператором, через которого сведения об оплатах, пробитых через кассу, будут поступать в ФНС (от 3 тыс. руб. в год).
Помимо этого могут потребоваться расходы:
- на приобретение электронной подписи (около 2 тыс. руб.);
- на подключение к интернету в месте применения кассового аппарата;
- на обновление программного обеспечения с учетом новых требований к отображаемой на чеках информации (должны указываться перечень приобретенных товаров, цена, предоставленные в отношении каждого товара скидки).
Кроме этого, потребуется ежегодная (для малого бизнеса раз в три года) замена фискального накопителя. Правилам работы с новой техникой нужно будет обучить персонал либо нанять на работу уже обученных сотрудников.
Для чего все это делается? По утверждениям чиновников, внедрение онлайн-касс поможет резко повысить собираемость налогов. При этом они ориентируются на опыт Южной Кореи, где применение таких мер привело к росту налоговых поступлений в казну в 2 раза. Помимо этого, чиновники полагают, что использование онлайн-касс позволит оптимизировать контроль за осуществлением расчетов и снизить количество проверок бизнеса.
Кто не должен использовать онлайн-кассы в расчетах?
В законе о ККТ по-прежнему остаются исключения, в которых использование кассовых аппаратов не требуется. На кого не распространяются изменения ККМ в 2017 году? К числу освобождаемых от ККМ видов деятельности, в частности, относятся:
- продажи печатных изданий и сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках;
- продажи билетов в общественном транспорте;
- торговля на розничных рынках, ярмарках, выставках;
- торговля в киосках разливными безалкогольными напитками, мороженым;
- торговля из цистерн квасом, молоком и т.д.;
- торговля вразвал овощами и фруктами;
- ремонт и окраска обуви;
- сдача предпринимателями принадлежащих им жилых помещений в аренду.
Не нужно применять ККТ и аптекам, находящимся в сельских населенных пунктах. Без кассовых аппаратов можно работать и в отдаленных или труднодоступных местностях, перечни которых определяют региональные власти. В местностях, отдаленных от связи, использование кассовых аппаратов может осуществляться в режиме, допускающем периодическую передачу данных о расчетах.
Санкции за нарушение новых правил о ККТ
Помимо правил использования ККМ в 2017 году изменения затронули и санкции за нарушение установленных правил. 290-й закон внес изменения в КоАП РФ, согласно которым:
- за расчеты без ККМ предпринимателя, должностное лицо компании могут оштрафовать на ¼ до ½ суммы расчета с нарушением, но не меньше чем на 10 тыс. руб., а саму компанию - на ¾ до 1 суммы такого расчета, но не меньше чем на 30 тыс. руб. За повторное нарушение могут применить дисквалификацию до 2-х лет и приостановление деятельности до 90 дней;
- за применение в расчетах ККМ с нарушением установленных правил предпринимателя и должностное лицо компании могут оштрафовать на сумму 1,5 — 3 тыс. руб., компанию - на 5 - 10 тыс. руб.
В чем суть закона об онлайн-кассах?
В соответствии с новой редакцией 54-ФЗ «О применении контрольно кассовой техники» начиная с 01.07.2017 г. все торгово-сервисные предприятия при расчетах в сети интернет должны применять онлайн-кассу для обеспечения передачи информации о расчетах в ФНС в режиме онлайн.
Как известно, именно кассовый чек – это доказательство совершения покупки, другими словами, публичного договора купли-продажи, подтверждение получения продавцом средств от покупателя. Согласно требованиям действующего законодательства РФ, у всех ИП и организаций, которые работают в сфере услуг и продаж, должна иметься контрольно-кассовая техника (далее по тексту ККТ).
ККТ позволяют налоговым органам контролировать выручку налогоплательщиков, отталкиваясь от данных, сохраненных в фискальной памяти ККТ, чтобы корректно вычислить суммы для выплат в бюджет. В 2016 году официально были приняты поправки в Федеральном законе 54 (далее по тексту 54-ФЗ). Они предписывают с 2017 года существенно ужесточить правила выдачи чеков и трансформировать сам порядок взаиморасчетов.
Поправки к 54- ФЗ : как все начиналось ?
Проект предполагаемых изменений в действующий закон о контрольно-кассовой технике впервые появился 29 марта 2013 года, инициатором выступило Министерство финансов РФ. Пояснительная записка дает знать, что главные цели:
- Реализация автоматизированной системы, призванной контролировать доходы налогоплательщиков-предпринимателей.
- Шаги в сторону защиты прав потребителей, так как покупателям будет направляться электронный дубликат чека на электронную почту.
Закон критиковали еще на этапах разработки. Он не понравился многим правоведам и юристам, но в итоге он принял такую форму, какая имеется сегодня через поправки в рамках публичных слушаний.
Для того, чтобы подтвердить эффективность закона, его апробировали в нескольких регионах в рамках эксперимента с использованием новой ККТ. На протяжении полугода, начиная с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года лица, пожелавшие участвовать в испытании нововведений, работали по предлагаемой законом схеме.
Результаты показали, что такие изменения носят положительный характер, и после ряда незначительных доработок с учетом полученного практического опыта, проект перенаправили в Думу.
Окончательная версия закона была принята 15.07.2016, на переходный период отводится 2 года. За это время все организации и предприятия торговли должны купить (арендовать) новую ККТ или модернизировать имеющиеся ККМ, что бы они соответствовали принятым новшествам.
Специфика порядка применения с 2017 года
Чем хороши принятые поправки? Тем, что они делают процесс максимально детализированным. Если раньше покупка фиксировалась через контрольную ленту с дублированием на ней всех сумм, «пробиваемых» кассиром и самого кассового чека, то сейчас все намного проще и удобнее. У современных касс существует встроенная память вкупе с подключением к компьютеру (Интернету), поэтому все суммы, что поступают в кассу, будут гарантированно зафиксированы и сохранены непосредственно в самом устройстве, как и в кассовой книге, заполняемой кассиром.
Если раньше представители налоговых органов в рамках проверок занимались сличением данных из кассовой книги и из фискальной памяти, то новый порядок поменял схему, так как в нее добивались еще 2 «игрока»:
- Оператор фискальных данных (далее по тексту ОФД)
Среди других важных особенностей стоит отметить обязательное подключение всех касс к интернету, при этом фискальная память находит замену в «лице» фискального накопителя. Такое более технологичное усовершенствованное устройство может шифровать все полученные сведения и передавать их ОФД. Чтобы понять, как это работает, представим ситуацию, что рядовой покупатель пришел в продуктовый магазин, выбрал товары, которые хочет приобрести и подошел к кассе. Как будут развиваться события?
Важный момент заключается в том, что покупатель дает реквизиты для отправки электронного чека до того момента, как он будет пробит. Операция осуществляется очень быстро, практически, за доли секунды.
Как будет выглядеть новый кассовый чек?
Принятый закон четко определяет, что чек теперь тоже отличается от прежнего. Например, у него будет QR код для идентификации на сайте Налоговой и ОФД. Плюс ко всему, на чеке обязательно должны присутствовать следующие сведения:
- Дата и время пробития чека,
- ФИО кассира,
- Номер чека за смену,
- Название, ИНН, адрес организации,
- Тип операции (приход/возврат),
- Наименование товара или услуги,
- Ставка НДС по каждой проданной позиции,
- Цена за единицу, количество и стоимость,
- Сумма НДС по каждой ставке,
- Внесенные средства,
- Наличный или безналичный расчет,
- Фискальный номер чека,
- Номер ККТ и ФН,
- Название ОФД, который осуществляет передачу данных,
- Сайт ОФД для проверки чека покупателем.
То есть защита прав потребителя здесь выражена в том, что даже в случае утери бумажного чека, всегда можно без труда доказать сам факт совершения покупки, заказа услуги через дубликат. Что касается основной задачи по контролю денежных потоков, то это поможет в выходе из тени ряда сегментов.
А как быть с торговлей через Интернет? Она также обязательно будет сопровождаться выдачей чеков покупателю, и все финансовые операции станут по максимуму прозрачными, ведь сведения незамедлительно направляются в ИФНС через ОФД.
ОФД : важные аспекты
Можно с уверенностью сказать, что ОФД – это качественно новый объект в финансовом мире, ставший промежуточным звеном между 3 объектами:
- Налоговым органом;
- Продавцом;
- Потребителем.
Примечательно, что оператором может стать практически любая организация. Для этого достаточно получить соответствующее разрешение от ФНС на обработку всех данных с онлайн-касс, подключенных к информационно-электронной БД.
Конечно, деятельность такого плана обязательно осуществляется юридическими лицами с соответствующим техническим оснащением для произведения в режиме online качественной обработки каждого чека, пробиваемого через аппарат ККТ. Наконец, следует гарантировать, что данные защищаются криптографическими методами и не могут быть перехвачены третьими лицами по пути на сервер ОФД.
Кто и когда обязан перейти на « умные » кассы ?
Изменения в законодательстве связаны непосредственно с:
- новыми порядками и установками в области оказания услуг и продаж товаров с использованием ККТ,
- с дополнительными и весьма ощутимыми затратами.
Логично, что переход должен быть поэтапный для минимизации убытков со стороны предпринимателей. Начиная с непосредственного момента вступления поправок в свою законную силу, за продавцами было закреплено право по началу работ, связанных с оснащением своих касс новым оборудованием. Старые ККТ при этом без каких-то препятствий снимались с учета, а новые регистрировались вновь.
Переходный период завершился в феврале 2017 года, и с этого момента ИФНС стала производить регистрацию и ставить на учет исключительно новую ККТ, которая может гарантировать передачу фискальных данных в режиме online!
Нужно признать, что среди плюсов всех этих метаморфоз есть один, самый заметный. Чтобы зарегистрировать ККТ, не требуется лично посещать налоговую. Вполне можно обойтись заходом на сайт и совершения ряда простых манипуляций, если имеется ЭЦП. Более того, канули в Лету договоры на сервис ЦТО.
Вплоть до 1 июля 2017 года предприниматели могут по-прежнему использовать старые кассы, но, как только наступит «час Х», у всех торговых точек и интернет-магазинов должны иметься онлайн-кассы, и только они могут применяться в рамках сотрудничества с населением. Есть ли исключения? Да, и они касаются отдаленных местностей в РФ, где есть ряд трудностей со Всемирной паутиной, и их перечень установлен отдельно. Также все новшества начнут действовать на следующие категории предпринимателей лишь с 1 июля 2018 (!) года:
- Кто уплачивает стоимость фиксированного патента.
- Для тех, кто оказывает услуги, предполагающие выдачу бланков строгой отчетности.
- Когда торговля осуществляется посредством торговых автоматов (сфера вендинга).
- Предприниматели, работающие по системе налогообложения ЕНВД.
Для того, чтобы определить необходима ли Вам онлайн-касса на сайте налоговой можно пройти специальный тест под названием «НУЖНА ЛИ МНЕ КАССА?». Вам нужно ответить всего на пару вопросов и система выдаст Вам правильный ответ.
Есть ли лица , освобожденные от выполнения данных требований ?
Законодатель официально определил список тех лиц, которые могут не переживать по тому поводу, что описывался выше. Им не нужно покупать новое оборудование и оснащать его должным образом для подключения к Интернету. Сюда вошли:
- Предприятия бытового сервиса (например, точки по ремонту обуви, компании, занимающиеся изготовлением ключей и так далее).
- Производители и реализаторы товаров, относимых к народным промыслам.
- Торговцы газетами, мороженым, безалкогольными напитками на разлив, фруктов/овощей сезонно, работающие в рамках ярмарок, выставок.
- Аптеки, открытые при медучреждениях.
- Фирмы, осуществляющие свою деятельность в отдаленных и регионах, где есть проблемы с доступом.
Нарушение предписаний закона : какого наказания ждать ?
Возникает логичный вопрос, есть ли ответственность за нарушения закона? В статье 14.5 КоАП РФ (далее все статьи будут из этого источника) четко прописаны все варианты ответственности, то есть, да, она есть. При этом расширена статья не только относительно продавцов, но и ОФД. С учетом п. 4 ст. 14.5, если используется ККТ, не работающая должным образом, нарушен регистрационный порядок либо сроки перерегистрации/прочие условия, то нарушитель может «рассчитывать» на:
- Предупреждение
- Штраф – 1500-3 000 рублей (для должностных лиц), 5000-10 000 рублей (для лиц юридических).
В п. 6 этой же статьи прописано и административное наказание в случае отсутствия направления электронного дубликата чека покупателю:
- Предупреждение
- Штраф – 2 000 рублей (должностному лицу), 10 000 рублей(юридическому)
Здесь нужно отметить особую ответственность для оператора:
- если данные не были переданы после получения с ККТ;
- если были представлены заведомо неправдивые сведения;
- если не была обеспечена конфиденциальность.
Да, штрафы для ОФД самые масштабные, и они колеблются в пределах 20 000 – 1 500 000 рублей.
Важные нюансы
- Конечно, внедрение новых онлайн-касс закономерно научно-техническим прогрессом, появлением более совершенных технологий. Цели благие, так как преследуется улучшение защиты прав потребителя наряду с минимизацией налогового прессинга через проверки. Каждый продавец сегодня волен получить ЭЦП для заключения договора с ОФД удаленно, сама касса регистрируется также онлайн без лишней бюрократии в Налоговой через сайт. Так как покупка/модернизация в любом случае нанесут материальный ущерб, предполагается предоставление налогового вычета на сумму 18 000 рублей для каждой ККТ.
- В заключение нужно отметить и тот факт, что за передачу сведений отвечают продавцы, и сослаться на плохой Интернет не получится. То есть сведения о покупке или услуге должны быть переданы в срок до 30 дней. Это значит, что запасной канал Интернета становится почти что необходимостью.
- При возникновении ситуаций, когда клиент хочет произвести возврат товара, это происходит в стандартном режиме, кассир просто пробивает возвратный чек, который также направляется в ИФНС.
Решения для интернет-магазинов
Вариант 1. Установить онлайн-кассу
Плюсы : На первый взгляд – это самое простое решение.
Минусы . Однако, покупка онлайн кассы – это не бесплатное удовольствие. Самый дешевый контрольно-кассовый аппарат стоит порядка 23-25 тысяч рублей. Это обстоятельство может вынудить интернет-магазины искать более бюджетные решения.
Вариант 2. Принимать оплату через службу доставки
Плюсы : Вам не нужно покупать оборудование. Платежи возможно принимать наложенным платежом.
Минусы : Многих пользователей может отпугнуть отсутствие возможности оплаты на сайте. Также стоит отметить, что из-за наложенной стоимости цена товара возрастет.
Вариант 3. Пользоваться безналичным расчётом
Плюсы : Если покупатель переводит деньги на расчётный счёт - можно обойтись и без кассы, так как подобные переводы не фискализируются.
Минусы : Отсутствие онлайн оплаты на сайте – это очень большой минус. Не каждый покупатель станет переводить деньги с помощью интернет-банка, так как это небезопасно. Покупатель может перевести деньги мошеннику и не получить товар. Вернуть деньги в таком случае невозможно. Помимо всего прочего – это незаконно, юр. лицо не имеет права принимать оплату за товар или услугу на карту. С учетом всех этих фактов становится ясно, что данный вариант повлечет за собой существенное падение доходов в интернет-магазине.
Вариант 4. Арендовать облачную онлайн-кассу
Плюсы: Это самый простой, оптимальный и популярный вариант, поэтому остановимся на этом пункте подробнее.
Аренда кассы стоит совершенно минимальных денег. Вам не нужно разбираться с тяжелым ПО или нанимать дополнительного программиста. Достаточно обратиться в компанию предоставляющую подобные услуги, а интеграцию онлайн-кассы на сайт производят программисты с их стороны.
Тут возникает много вопросов: какую онлайн кассу выбрать? Как настроить взаимодействие выбранной онлайн-кассы и системы оплаты на сайте?
Процессинговая компания Net Pay разработала совместное решение с АТОЛ Онлайн, которое позволит привести Ваш интернет-магазин в полное соответствие с 54-ФЗ в самые кратчайшие сроки. Данное решение призвано максимально упростить интернет-магазинам процесс подключения онлайн-кассы.
Рассмотрим общую схема расчетов интернет-магазина, подключенного к сервису АТОЛ Онлайн (партнер компании Net Pay ), с покупателем:- Посетитель интернет-магазина добавляет товар в корзину, затем заполняет страницу заказа.
- Оплачивает товар банковской картой.
- После подтверждения оплаты Net Pay передает платежные данные на сервера АТОЛ Онлайн.
- Онлайн касса АТОЛ Онлайн с фискальным накопителем обрабатывает полученные платежные данные, пробивает чек и направляет данные в ОФД.
- ОФД интернет-магазина направляют покупателю электронную копию кассового чека.
Схема взаимодействия АТОЛ Онлайн и Net Pay
54-ФЗ диктует новые правила игры на рынке e-commerce и к ним нужно подстраиваться. Наиболее оптимальным решением будет арендовать онлайн-кассу.
Как подключить онлайн кассу?
Для того, чтобы подключить на сайт платежную систему Net Pay с готовым ращением по онлайн кассам, Вам достаточно оставить заявку на сайте www.net2pay.ru . Наш менеджер свяжется с Вами и подробно проконсультирует по всем этапам подключения.
Для клиентов Net Pay предусмотрена специальная(ускоренная) схема подключения:
- Вы обращаетесь к менеджеру компании Net Pay (сайт: www.net2pay.ru).
- Менеджер направляет заявку в АТОЛ Онлайн на аренду онлайн-кассы.
- Специалист АТОЛ Онлайн связывается с Вами и консультирует по всем этапам подключения.
В 2019 году прошла третья волна поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» . Кто и когда должен поставить онлайн-кассу? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?
Переход на работу по новому порядку - это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров, поэтому вам нужна кассовая программа . Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.
54-ФЗ. Новый порядок применения ККТ с 2018 года
- Отсрочку от онлайн-касс до 2021 года получили только ИП, которые продают товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Кроме того, курьеров освободили от обязанности пробивать чеки , то есть ККТ с собой возить не надо, можно использовать ее удаленно. Мы подробно ответили на вопросы о новых поправках в 54-ФЗ .
- Теперь ККТ нужна и при всех видах безналичных расчетах с физическими лицами. Мы рассказали , как использовать кассу, пробивать чек и делать возврат.
- C 2017 года изменилась схема работы торговых организаций с налоговой - после поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Перемены касаются большинства предпринимателей. Новый порядок применения ККТ предполагает, что данные о продажах с каждого выбитого чека должны передаваться в налоговую по интернету через оператора фискальных данных (ОФД). С таким оператором нужно заключить договор.
- Предприниматели теперь могут использовать только кассы с фискальным накопителем (ФН). ФН нужен для записи и хранения информации о расчетах, которые проводятся на ККТ. Все разрешенные для использования кассы внесены в реестр ФНС. Налоговая сертифицировала уже больше 100 моделей ККТ нового образца от разных производителей. Ведется и реестр фискальных накопителей. Подробнее: кассовые аппараты в 2020 году >>
- Зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой можно через интернет, но только после подписания договора с ОФД. А вот в ЦТО можно уже не обращаться. Обязательное заключение договора с центром техобслуживания больше не требуется для использования ККТ. Предприниматель сам решает - выбрать ЦТО или другой сервисный центр или делать все самостоятельно.
- С 1 января 2019 онлайн-касса должна поддерживать формат фискальных данных 1.05 и ставку НДС 20%. Без обновлений работать уже нельзя. Подробнее о переходе на ФФД 1.05 и НДС 20% >>
- Хотя передача данных в налоговую стала онлайн-процедурой, закон 54-ФЗ «О применении ККТ» не содержит положений о том, что выдавать бумажный чек в 2020 году не надо. По желанию покупателя нужно отправить ему документ по email или SMS в дополнение к распечатанному на ККТ. Электронный чек приравнивается к бумажному. При этом курьер может не пробивать кассовый чек. Достаточно показать покупателю QR-код, по которому скачивается электронный. Кассу можно с собой не возить: разрешается применять ее удаленно.
- Закон о ККТ с 2018 года требует указывать больше данных в чеках и бланках строгой отчетности. Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2020 году >>
- Предпринимателей на патенте и ЕНВД тоже коснулись изменения в 54-ФЗ: с 2018 года они тоже начали ставить кассы, хотя раньше были вообще освобождены от использования ККТ. Отсрочку по онлайн-кассам до 1 июля 2021 года получили только ИП, которые реализуют товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги и не имеют при этом работников на трудовых договорах. Все остальные, в том числе ЕНВД и патент, обязаны были поставить кассу к 1 июля 2019 года.Читайте все об отсрочках по онлайн-кассам >>
- Расходы на покупку ККТ можно вычесть из налога - до 18 000 рублей на каждый аппарат. Но не всем.
- Закон о ККТ с 2018 года коснулся не всех. Некоторые организации полностью освобождены от применения касс. Узнайте, кому можно не ставить онлайн-кассу >>
- Снять ККТ с учета можно также без посещения налоговой - через личный кабинет на сайте ФНС. Но налоговая может сделать это и принудительно.
- Чеки с оплат на расчетный счет. C 1 июля 2019 предприниматель обязан выбивать кассовый чек, когда оплата поступает от физического лица на расчетный счет организации.
- Чеки по предоплатам. C 1 июля 2019 нужно выбивать два чека. Один - при получении предоплаты, и второй - по факту передачи товара или оказания услуги. Хорошая новость: в МоемСкладе это очень просто.
Применение ККМ в 2020 году - как это выглядит на практике
Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2020 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек - теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные - в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.
Новые правила применения ККМ в 2018 году помогали государству сделать торговлю прозрачной. Но для предпринимателей переоснащение места кассира - дополнительные затраты. Минфин подсчитал, что в 2018 году ККТ обошлась в среднем в 25 000 рублей. Онлайн-касса для магазина: сколько стоит и как сэкономить >>
Чем грозит неправильное применение контрольно-кассовой техники в 2020 году?
Налоговая уже выписала первые штрафы за нарушение требований 54-ФЗ. За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации - на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании - до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.
С 1 июля 2018 года штрафов за неправильное применение касс стало больше. В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки - теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП - до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей - до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.
Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.
Что делать?
Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончился 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться - нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.
Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте - ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется - вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.
Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.
Поэтому начните переход прямо сейчас - не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.
С нами надежно! МойСклад - официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным - и внедрили по всей России.
Применение ККТ при УСН в 2020 году
Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.
Применение ККТ при оказании услуг населению в 2020 году
Нет, в 2020 это не обязательно - при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности.
Получат ли отсрочку на применение ККТ в 2020 году ИП на патенте?
Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.