Примитивный графический редактор. Интерфейс и основные возможности графических редакторов

Примитивный графический редактор. Интерфейс и основные возможности графических редакторов

» [Учителю][Тесты][Графический редактор]

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР

ТЕСТ

1. Одной из основных функций графического редактора является:

  1. ввод изображений;
  2. хранение кода изображения;
  3. создание изображений;
  4. просмотр и вывод содержимого видеопамяти.

2. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:

  1. точка экрана (пиксель);
  2. прямоугольник;
  3. круг;
  4. палитра цветов;
  5. символ.

3. Деформация изображения при изменении размера рисунка - один из недостатков:

  1. векторной графики;
  2. растровой графики.

4. Примитивами в графическом редакторе называют:

  1. простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора;
  2. операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе;
  3. среду графического редактора;
  4. режим работы графического редактора.

5. Кнопки панели инструментов, палитра, рабочее поле, меню образуют:

  1. полный набор графических примитивов графического редактора;
  2. среду графического редактора;
  3. перечень режимов работы графического редактора;
  4. набор команд, которыми можно воспользоваться при работе с графическим редактором.

6. Наименьшим элементом поверхности экрана, для которого могут быть заданы адрес, цвет и интенсивность, является:

  1. точка;
  2. зерно люминофора;
  3. пиксель;
  4. растр.

7. Сетка которую на экране образуют пиксели, называют:

  1. видеопамять;
  2. видеоадаптер;
  3. растр;
  4. дисплейный процессор.

8. Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:

  1. фрактальной;
  2. растровой;
  3. векторной;
  4. прямолинейной.

9. Пиксель на экране монитора представляет собой:

  1. минимальный участок изображения, которому независимым образом можно задать цвет;
  2. двоичный код графической информации;
  3. электронный луч;
  4. совокупность 16 зерен люминофора.

10. Видеоадаптер - это:

  1. программа, распределяющая ресурсы видеопамяти;
  2. электронное энергозависимое устройство для хранения информации о графическом изображении;
  3. процессор монитора.

11. Видеопамять - это:

  1. электронное устройство для хранения двоичного кода изображения, выводимого на экран;
  2. программа, распределяющая ресурсы ПК при обработке изображения;
  3. устройство, управляющее работой монитора;
  4. часть оперативного запоминающего устройства.

12. Для хранения 256-цветного изображения на кодирование одного пикселя выделяется:

  1. 2 байта;
  2. 4 байта;
  3. 256 бит;
  4. 1 байт.

13. Цвет точки на экране цветного монитора формируется из сигнала:

  1. красного, зеленого, синего и яркости;
  2. красного, зеленого, синего;
  3. желтого, зеленого, синего и красного;
  4. желтого, синего, красного и белого;
  5. желтого, синего, красного и яркости.

14. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций серого) размером 100 х 100 точек. Каков информационный объем этого файла:

  1. 10000 бит;
  2. 10000 байт;
  3. 10 Кбайт;
  4. 1000 бит.

15. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение с16 градациями серого цвета размером 10 х 10 точек. Каков информационный объем этого файла:

  1. 100 бит;
  2. 400 байт;
  3. 800 бит;
  4. 100 байт?

16. Для двоичного кодирования цветного рисунка (256 цветов) размером 10 х 10 точек требуется:

  1. 100 бит;
  2. 100 байт;
  3. 400 бит;
  4. 800 байт.

КЛЮЧ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
3 1 2 1 2 3 3 2 1 1 1 4 1 1 2 2
1. Текстовый редактор представляет собой программный продукт, входящий в состав____________

2. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав_____________
3. Программы обслуживания устройств компьютера называются_____________
4. Прикладные программы- это программы для_________________

1. Операционная система - это___________________
2. Программы обслуживания устройств компьютера называются____________________
3. Программой архиватором называют программу, которая_______________
4. В прикладное ПО входят________________________

Помогите плиз 9. Для подключения компьютера к телефонной сети используется:

а) модем б) факс в) сканер г) принтер

10. Файл – это:

А) совокупность индексированных переменных

Б) совокупность фактов и правил

В) программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти

Г) программа хранения данных на жестком диске

11. Текстовый редактор представляет собой программный продукт, входящий в состав:

А) системного программного обеспечения

Б) систем программирования

В) прикладного программного обеспечения

Г) операционной системы

12. Операционная система – это:

А) совокупность основных устройств компьютера

Б) набор программ, обеспечивающий совместную работу всех устройств компьютера и доступ пользователя к ним

В) совокупность программ, используемых для операций с документами

Г) программа для уничтожения компьютерных вирусов

13. Программы обслуживания устройств компьютера называются:

А) загрузчиками б) драйверами в) трансляторами

Г) компиляторами

14. Программой- архиватором называют:

А) программу для резервного копирования файлов

Б) программу для сжатия файлов

В) интерпретатор

Г) систему управления базами данных

15. Компьютерные вирусы:

А) возникают в связи со сбоями в аппаратных средствах компьютера

Б) пишутся людьми специально для нанесения ущерба пользователям ПК

В) зарождаются при работе неверно написанных программ

Г) являются следствием ошибок в операционной системе.

16. Установите соответствие:

Тип файла Расширение

А) звуковой 1) .txt, .doc

Б) текстовый 2) .bmp, .jpg, .jpeg

В) графический 3) .avi

Г) видео 4) .mp3, .mid

17. Перечислите элементы окна программы:

А) рабочая область б) панель задач в) ярлыки

Г) полосы прокрутки д) кнопка «Закрыть» е) кнопка «Пуск»

Контрольная работа по теме «Аппаратное и программное обеспечение ПК»:

укажите истинное высказывание(отметьте точкой) алгоритм всегда представляет собой некоторую последовательность вычислений

алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может последовательность действий нематематического характера

алгоритм всегда представляет собой последовательность действий нематематического характера

Напишите в столбик последовательность своих действий при пришивании оторванной пуговицы

11. при полном форматировании гибкого диска…

1) стираются все данные
2) производится полная проверка диска
3) производится очистка каталога диска
4) диск становится системным
12. В многоуровневой иерархической файловой системе...
1) Файлы хранятся в системе, представляющей собой систему вложенных папок
2) Файлы хранятся в системе, которая представляет собой линейную последовательность

13. Путь к файлу:
1) это поименованная область на диске;
2) это последовательность из имен каталогов, разделенных знаком «\»;
3) это список файлов, собранных в одном каталоге;
4) это список имен каталогов, собранных в корневом каталоге.

14. В процессе архивации файлы…
1. Сжимаются без потери информации
2. Перемещаются на свободные сектора
3. Копируются в другую папку
4. Удаляются из каталога
15. В процессе дефрагментации диска каждый файл записывается:
1) В нечетных секторах
2) В произвольных кластерах
3) Обязательно в последовательно расположенных секторах
4) В четных секторах

16. Драйверы устройств:
1) это аппаратные средства, подключенные к компьютеру для осуществления операций ввода/вывода;
2) это программные средства, предназначенные для подключения устройств ввода/вывода;
3) это программа, переводящая языки высокого уровня в машинный код;
4) это программа, позволяющая повысить скорость работы пользователя на
17. Прикладные программы
1) Программы, предназначенные для решения конкретных задач
2) Управляют работой аппаратных средств и обеспечивают услугами нас и наши прикладные комплексы
3) Игры, драйверы и трансляторы
4) Программы, которые хранятся на дискетах
18. Операционная система выполняет функции:
1) обеспечения организации и хранения файлов;
2) организации диалога с пользователем, управления аппаратурой и ресурсами компьютера;
3) обмена данными между компьютером и различными периферийными устройствами;
4) подключения устройств ввода/вывода.
19. В процессе загрузки операционной системы происходит:
1) Копирование файлов операционной системы с гибкого диска на жесткий диск
2) Копирование файлов операционной системы с CD диска на жесткий диск
3) Последовательная загрузка файлов операционной системы в оперативную память
4) Копирование содержимого оперативной памяти на жесткий диск
20. Системный диск необходим для:
1) Загрузки операционной системы
2) Защиты компьютера от вирусов
3) Создания программ с использованием графического интерфейса
4) Архивации и разархивации файлов
21. Вершиной иерархической системы папок графического интерфейса Windows является папка:
1. корневого каталога диска
2. мой компьютер
3. сетевое окружение
4. Рабочий стол
22. Диалоговое окно в Windows предназначено для
1) диалога между пользователем и компьютером;
2) удаления программы;
3) отображения пиктограммы программы;
4) отображения названия программы.

23. В Windows не существует
1) окон программ;
2) окон тестирования;
3) диалоговых окон;
4) окон документов.
24. Компьютерные вирусы это…
1) Программы, которые могут размножаться и выполнять вредные действия по уничтожению программ и данных
2) Программы, которые могут заражать телепрограммы
3) Вирусы, которые опасны для здоровья человека

Глава 2
Технология обработки графической информации
31. Все компьютерные изображения разделяют на два типа:
1. растровые и векторные
2. черно – белые и цветные
3. сложные и простые
32. Растровое изображение создается с использованием…
1. точек различного цвета (пикселей)
2. линий
3. окружностей
4. прямоугольников
33. Векторные изображения формируются из…
1. объектов, которые называются графическими примитивами
2. точек различного цвета (пикселей)
3. строк и столбцов
4. рисунков и фотографий
34. Для обработки цифровых фотографий и отсканированных изображений наилучшим средством служит…

35. Для создания рисунков, схем и чертежей наилучшим средством служит…
1. растровый графический редактор
2. векторный графический редактор
3. система компьютерного черчения
36. Форматы графических файлов определяют …
1. Способ и форму хранения информации в файле
2. Качество изображения
3. Объем изображения
4. Размерность изображения
37. В векторном графическом редакторе нарисованный объект…
1. Продолжает сохранять свою индивидуальность, и его можно масштабировать и перемещать по рисунку
2. перестает существовать как самостоятельный элемент после окончания рисования и становится лишь группой пикселей на рисунке.
38. Наиболее распространенными приложениями для разработки презентаций является…
1. Microsoft Power Point
2. Microsoft Access
3. Microsoft Excel
4. Microsoft Word
39. Файлы презентаций могут сохраняться в формате…
1. ppt
2. psd
3. tiff
4. doc

1В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 64 до 8. Во сколько раз уменьшился объем, занимаемый

им в памяти. Контрольная работа по теме «Компьютерная графика» 2 вариант 2Мультимедиа – это А) получение движущихся изображений на дисплее; Б) прикладная программа для создания и обработки рисунков; В) объединение высококачественного изображения с реалистическим звуком; Г) область информатики, занимающаяся проблемами рисования на ЭВМ. 3Выберите правильную последовательность этапов развития компьютерной графики: а) Появление графических дисплеев; b) Символьная графика; c) Появление графопостроителей; d) Появление принтера цветной печати. А) a, c, d, b; Б) b, c, a, d; С) b, a, c, d; Г) a, b, d, c. 3. Созданием произвольных рисунков, чертежей занимается А) научная графика; Б) конструкторская графика; В) деловая графика; Г) иллюстративная графика. 4. Какое устройство компьютера осуществляет процесс дискретизации звука? А) звуковая карта; Б) колонки; В) наушники; Г) процессор. 5. Растровое изображение представляет из себя … А)мозаику из очень мелких элементов - пикселей; Б) сочетание примитивов; В) палитру цветов. 6. Точка графического экрана может быть окрашена в один из цветов: красный, зелёный, коричневый, чёрный. Какой объём видеопамяти будет выделен для кодирования каждого пикселя? А) 4 бита; Б) 2 байта; В) 4 байта; Г) 2 бита; Д) 3 бита. 7. Инструментом ГР является: А) Линия; Б) цвет; В) разбрызгиватель; Г) рисунок. 8.Графическим примитивом является: А)линия; Б)ластик; В) копирование; Г)цвет. 9. Для получения 4-х цветного изображения на каждый пиксель необходимо выделить А) 1 байт; Б) 1 бит; В) 2 байта; Г) 2 бита 10.Дискретный сигнал – это …А) цифровой сигнал; Б) количество измерений, производимых прибором за 1 секунду; В) непрерывно меняющееся со временем значение физической величины; Г) таблица с результатами измерений физической величины в фиксированные моменты времени. 11. При какой частоте дискретизации происходит более точное воспроизведение звука? А) 44,1 кГц; Б) 11 кГц; В) 22 кГц; Г) 8 кГц. 12. Что можно отнести к недостаткам растровой графики по сравнению с векторной? А) Большой объём графических файлов. Б) Фотографическое качество изображения. В) Возможность просмотра изображения на экране графического дисплея. Г) Искажения при масштабировании. 13.Что можно отнести к недостаткам ж\к монитора? А) малый вес; Б) затемнения при изменении угла обзора; В) отсутствие э/м излучения; Г) малый объем. 14Для кодирования зелёного цвета служит код 1011. Сколько цветов в палитре? 15Найдите объём записываемого звукового квадроаудиофайла, если запись велась 4 минуты, с использованием 16-битовой глубины кодирования звука и частотой дискретизации 32кГц. 16Для хранения растрового изображения размером 64 на 64 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения? 17 В процессе преобразования растрового графического файла количество цветов уменьшилось с 512 до 8. Во сколько раз уменьшился информационный объем файла?

Область рисования. Для создания рисунка традиционными методами необходимо выбрать полотно (лист бумаги или холст) определенного размера и ориентации. В графических редакторах можно выбрать параметры области рисования (размер, поля и ориентацию), которая называется страницей, листом или слайдом (рис. 1.12).


Рис Параметры области рисования


Область рисования может иметь различные размеры. Наиболее распространенным является формат А4, который соответствует размеру стандартного листа писчей бумаги (шириной 21 см и высотой 29,7 см), часто используются вполовину меньший формат А5 (шириной 14,8 см и высотой 21 см) или в два раза больший формат A3 (шириной 29,7 см и высотой 42 см).


Можно занять рисунком всю площадь области рисования или оставить по краям поля. Поля оставлять рекомендуется, так как не все принтеры могут распечатывать листы без полей. Область рисования можно расположить вертикально (ширина листа меньше высоты) - такая ориентация называется книжной. Область рисования можно также расположить горизонтально (ширина листа больше высоты) - такая ориентация называется альбомной.




Кнопки для рисования графических примитивов находятся на панели инструментов, которая обычно размещается вертикально, вдоль левого края окна графического редактора (рис. 1.13). Для рисования выбранного объекта необходимо щелкнуть на кнопке с его изображением на панели инструментов и переместить указатель мыши в поле рисования, где он примет форму крестика. Затем щелчками в поле рисования требуется зафиксировать положения опорных точек рисуемого объекта.


Процедуры рисования графических примитивов в растровом и векторном редакторах практически одинаковы, однако существенно различаются результаты рисования. В растровом графическом редакторе нарисованный объект перестает существовать как самостоятельный элемент после окончания рисования и становится лишь группой пикселей на рисунке. В векторном редакторе этот объект продолжает сохранять свою индивидуальность, и можно его копировать, перемещать, изменять его размеры, цвет и прозрачность.


Рис Графические редакторы: растровый Paint и векторный OpenOffice Draw


Линия. для рисования линии необходимо выбрать на панели инструментов графический примитив Линия, поместить указатель мыши в определенное место окна редактора и щелчком зафиксировать точку, из которой должна начинаться линия. Затем надо перетащить линию в нужном направлении и, осуществив повторный щелчок, зафиксировать конец линии. Существует возможность перед рисованием задать тип линии (сплошная, пунктирная и т. д.), ее толщину и цвет с помощью дополнительных меню.








Овал и окружность. Для рисования овала необходимо выбрать графический примитив Овал (Эллипс), щелчком мыши зафиксировать положение точки овала, перетащить указатель по диагонали и зафиксировать положение точки, противоположной относительно центра овала. Если в процессе рисования держать нажатой клавишу {Shift}, то будет нарисована окружность.


Палитра цветов. Различают цвет линий, которым рисуются контуры геометрических примитивов, и цвет заливки, которым закрашиваются внутренние области примитивов. Операцию выбора цвета можно осуществлять с помощью меню Палитра, содержащего набор цветов, используемых при создании объектов.


Расширенная палитра. Выбор цвета с использованием меню Палитра ограничен, так как оно содержит только несколько десятков цветов. Однако графические редакторы позволяют использовать расширенную палитру цветов, в которой можно осуществлять выбор среди набора из десятков миллионов цветов.


Пипетка. В растровых графических редакторах для копирования цветов можно использовать инструмент Пипетка. Щелчок мышью по области с требуемым цветом задает его в качестве цвета линий или цвета заливки. Если навести указатель мыши на кнопку на панели инструментов графического редактора, то появится всплывающая подсказка с названием инструмента.




Задания для самостоятельного выполнения Практическое задание. Продемонстрировать возможности растрового графического редактора, создав изображение, подобное рис Практическое задание. Продемонстрировать возможности векторного графического редактора, создав изображение, подобное рис Практическое задание. В растровом графическом редакторе добавить цвет в расширенную палитру Практическое задание. В векторном графическом редакторе добавить цвет в расширенную палитру.

Изучив эту тему, вы узнаете:

Для чего используются графические редакторы;
- что такое растровая графика;
- что такое векторная графика;
- из каких элементарных объектов строится рисунок и какие инструменты используются для их создания.

Назначение графических редакторов

Рисовать можно кистями и красками или использовать для этого карандаши. Можно рисовать на бумаге, холсте, ткани, а можно и на экране компьютера .

На заре своего развития компьютеры не предоставляли пользователю практически никаких средств для создания графических объектов. В то время на экран можно было выводить только символы: буквы, цифры, специальные знаки. Но уже тогда люди пытались использовать компьютер в качестве художественного инструмента. Например, известен случай, когда с помощью компьютерной программы из символов было составлено изображение известной картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

Шло время, и люди научили компьютер строить простые изображения: точку, прямую линию, окружность. Мониторы в то время были только черно-белые, и поэтому все построенные компьютером изображения напоминали работы художников-графиков.

В отличие от других жанров, например живописи, произведения графиков характеризуются прежде всего четкой прорисовкой линий. Именно поэтому изобразительные возможности компьютеров того времени и стали называть компьютерной графикой. И хотя сегодня с помощью компьютера художники создают произведения в различных жанрах живописи, название «компьютерная графика», прочно закрепившись в сознании людей, употребляется и поныне. 

Создание рисунков на компьютере осуществляется с помощью специально предназначенной для этого программы - графического редактора.

Графический редактор - это прикладная среда, предназначенная для создания и редактирования графических изображений.

Документом графического редактора является рисунок . По принципу построения графические изображения могут быть векторными и растровыми.

Векторное графическое изображение

Векторный графический редактор можно сравнить с конструктором , в котором изображение строится из готовых элементов - графических примитивов (рис. 2.1).

Процесс редактирования в векторных графических редакторах заключается в добавлении новых объектов и изменении их параметров . Вы создаете один из объектов, изменяете его параметры (размер, положение, угол поворота), а программа сама чертит его в соответствии с заданными характеристиками (рис. 2.2). Такие действия напоминают черчение, когда из простейших геометрических фигур можно создавать разнообразные объекты.

Средства редактирования векторных изображений могут встраиваться в прикладные программы. Например, они есть в текстовом редакторе Word и в табличном редакторе Excel.

Растровое графическое изображение

Растровое изображение состоит из равных по величине очень мелких точек . Каждой из этих точек может быть назначен свой цвет. На экране точки сливаются в целостную картинку, однако при увеличении растрового изображения они становятся хорошо видны как квадратики и «ступеньки» (рис. 2.3).

Элементы (точки), из которых состоит растровое изображение, называются пикселами (от англ. pixel - picture element, элемент картинки), а способ представления изображения в виде сплошного массива точек, упорядоченных в строки и столбцы, называется растром (от англ. raster).

Вы часто могли слышать слова: «Рисунок имеет разрешение 800 на 600». Это означает, что по горизонтали он состоит из 800 пикселов, а по вертикали - из 600.

Полученное при помощи растрового редактора изображение состоит как бы из «мазков» кистью по холсту. Представьте себе, что вы нарисовали солнце, а затем изобразили закрывшее его облако (рис. 2.4).

При этом часть пикселов, которые составляли часть изображения солнца и были закрашены желтым цветом, теперь «принадлежат» облаку и окрашены в серый цвет. Изображение в растровом редакторе можно строить либо путем последовательного закрашивания пикселов, либо так же, как и в редакторе векторной графики, из простейших объектов (примитивов). К ним относятся следующие геометрические формы (рис. 2.5):

♦ линия;
♦ кривая;
♦ прямоугольник;
♦ эллипс (овал);
♦ многоугольник;
♦ скругленный прямоугольник. 

Линия - это отрезок прямой произвольной длины . Настраиваемыми параметрами линии являются толщина и длина. При необходимости угол наклона линии можно ограничить строго горизонтальным, строго вертикальным или диагональным (45°) направлением.

Кривая - это изогнутый в двух местах (без образования углов) отрезок прямой . Наследует все свойства объекта линия.

Прямоугольник, эллипс, скругленный прямоугольник . Эти объекты различаются между собой только формой и характеризуются следующими параметрами: размер, цвет контура (границы), цвет заливки.

Многоугольник - замкнутая ломаная линия . Наследует все свойства объекта прямоугольник. Если это необходимо, можно построить многоугольник, сторонами которого являются только горизонтальные, вертикальные и диагональные отрезки.

Построение любого графического примитива осуществляется перетаскиванием мыши по диагонали воображаемого прямоугольника, в который должна быть вписана фигура.

Кривая строится в три этапа . Первый этап - построение прямой линии. Второй и третий - это формирование двух изгибов. Для создания изгиба нужно установить указатель мыши рядом с точкой предполагаемого изгиба и перетащить мышь при нажатой левой кнопке в сторону от линии до получения желаемого эффекта.

При формировании многоугольника сначала создается первый отрезок прямой, затем последовательными щелчками мыши указываются остальные вершины многоугольника. Линии между вершинами будут нарисованы автоматически. Для соединения последней и первой вершин многоугольника надо дважды щелкнуть левой кнопкой мыши. Обратите внимание, что закрашивание многоугольника происходит после завершения его формирования.

В простейших графических редакторах, таких как Paint , любой объект изображения теряет свою «самостоятельность» сразу после создания. Он становится неотъемлемой частью общего рисунка и в дальнейшем уже воспринимается только как совокупность пикселов. Поэтому говорить о графических примитивах как об объектах с собственными параметрами можно только на стадии их создания.

В более сложных графических редакторах имеется возможность редактировать отдельные объекты и после создания рисунка.

Типовые действия над фрагментом растрового изображения

Основным объектом , над которым пользователь может производить действия , является фрагмент изображения . Под фрагментом изображения понимается произвольно выделенная часть рисунка.

Единственным параметром фрагмента является прозрачность фона . Существует режим, в котором все пикселы, закрашенные цветом фона, при наложении на другие области рисунка воспринимаются как прозрачные.

Для получения возможности работы с фрагментом его необходимо выделить . Так, графический редактор Paint предоставляет две возможности выделения фрагмента: в виде прямоугольной области и в виде области произвольной формы .

Выделение прямоугольной области выполняется движением мыши по диагонали выделяемой области. Для выделения произвольной области ее надо «обвести» инструментом выделения, как карандашом.

К типовым действиям над фрагментом изображения относятся масштабирование, поворот, инверсия цвета , а также выполнение операций редактирования : удаление (стирание), изменение цвета, вставка, замена надписей и т. д. 

Масштабирование в растровом редакторе осуществляется за счет добавления новых или удаления уже имеющихся закрашенных точек (пикселов). При этом не всегда удается сохранить первоначальную прорисовку линий. Некоторые лини при увеличении масштаба теряют точность границ, а при уменьшении исчезают (рис. 2.6 и 2.7).


✔ Инверсия цвета - это замена выбранного цвета на противо-положный (рис. 2.8).

✔ Поворот. Выделенный фрагмент можно повернуть по часовой стрелке на заданный угол (90°, 180°, 270°), а также отразить сверху вниз или слева направо, получив его зеркальное отражение относительно вертикальной или горизонтальной оси.

Инструменты графического редактора

Для выполнения типовых действий в графическом редакторе предусмотрена специальная панель инструментов (рис. 2.9). Ниже приводится описание инструментов графического редактора Paint для создания и редактирования фрагментов рисунка. Все действия с инструментами выполняются при нажатой левой кнопке мыши. 

Инструменты Выделение и Выделение произвольной области позво-ляют выделить фрагмент изображения для последующего вы-полнения операции с ним (копирования, удаления и т. д.).

Инструмент Ластик закрашивает фоновым цветом пикселы, попадающие под курсор мыши при его перемещении.

Инструмент Заливка позволяет заменить один цвет на рисунке на другой. Закрашивание осуществляется во всех направлениях от пиксела, на котором установлен указатель мыши, до границы с любым другим цветом.

Используя инструмент Выбор цветов , можно выбрать для рисования любой цвет из уже имеющихся на рисунке. Для этого надо щелкнуть мышью на пикселе соответствующего цвета.

Инструмент Масштаб позволяет выбрать масштаб отображения рисунка на экране. Изменения размеров самого рисунка при этом не происходит. Рисунок можно рассматривать с увеличением в 2, 6 и 8 раз. Дополнительные значения масштаба можно выбрать с помощью команды меню Вид Масштаб .

Инструмент Карандаш предназначен для рисования объектов произвольной формы. Для рисования надо перемещать мышь при нажатой левой кнопке.

Инструмент Кисть имитирует движение кисти с краской или пера по бумаге. Можно выбрать несколько различных конфигураций кистей.

Инструмент Распылитель позволяет наносить краску на поверхность не сплошным слоем, а «рассеивая» отдельные точки. Ширину следа распылителя можно настраивать.

Инструмент Надпись позволяет вставлять в рисунок текст. При создании текста можно выбирать гарнитуру шрифта, изменять его размер и начертание. После создания надпись, как и другие графические примитивы, перестает быть самостоятельным объектом.

Инструменты Линия, Кривая, Прямоугольник, Многоугольник, Эллипс, Скругленный прямоугольник позволяют создавать соответствующие графические примитивы. Их создание было рассмотрено ранее.

Помимо инструментов рисования в графическом редакторе имеется палитра (рис. 2.10). С ее помощью можно выбирать основной и фоновый цвета. Информация о том, какие цвета заданы в данный момент в качестве основного и фонового, представлена на панели текущих цветов.

Ресурсы ЕК ЦОР

Среда графического редактора Paint


Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности графического редактора?

2. Что такое растр? Что такое пиксел?

3. Как вы понимаете слова «изображение выполнено с разрешением 640x480»?

4. Что такое графический примитив?

5. В чем состоят особенности векторной графики?

6. Какие вы знаете объекты растровой графики?

7. Перечислите основные действия над объектами растрового графического редактора.

Практикум

Лабораторно - практическая работа «Знакомство с программой Paint»

Цель работы: изучение основ растровой графики и первоначальное знакомство с графическим редактором Paint.

Теоретический материал.

Графический редактор Paint – это прикладная программа, предназначенная для работы с растровыми изображениями – изображениями, построенными из множества отдельных цветных точек (пикселей), подобно тому, как формируется изображение на экране монитора. Каждое растровое изображение имеет строго определенный размер по горизонтали и вертикали и использует фиксированное число цветов. При использовании растровой графики с помощью определенного числа бит кодируется цвет каждого мельчайшего элемента изображения - пикселя. Изображение представляется в виде большого числа мелких точек, называемых пикселями. Каждый из них имеет свой цвет, в результате чего и образуется рисунок, аналогично тому, как из большого числа камней или стекол создается мозаика или витраж, из отдельных стежков - вышивка. Основным недостатком растровой графики является большой объем памяти, требуемый для хранения изображения. Это объясняется тем, что нужно запомнить цвет каждого пикселя, общее число которых может быть очень большим. Пример изображения, созданного с использованием растровой графики:

Файлы с расширениями *.bmp, *.pcx, *.gif, *.msp, *.img и др. соответствуют форматам растрового типа. Еще одним недостатком является то, что при увеличении и уменьшении изображения оно теряет свои качества, как на нашем примере, это объясняется тем, что изменении размеров, изменяется каждая точка в отдельности, что приводит к потере качества информации. Однако именно с помощью растровой графики мы создаем высокохудожественные качественные изображения: пейзажи, портреты и т.д.

Получить растровые рисунки можно с помощью цифровой фото и видео камеры, сканера, а так же создать самим с помощью графического редактора. Мы с вами рассмотрим особенности растровой графики с помощью программы Paint.

Задание 1.1. Изучение интерфейса приложения Paint

1. Запуск программы Paint: Пуск – Программы - Стандартные – Paint или значок

2. Изучите вид окна Paint.(рис.1.1.) Рассмотрите кнопки на Панели инструментов.(рис.1.2.) Если панель инструментов отсутствует на экране, то откройте её командой Вид – Набор инструментов.

3. Изучите Палитру цветов. Если палитра отсутствует на экране, вызовите её командой Вид – Палитра (рис. 1.3.). Найдите область, которая отражает текущий цвет . Верхний квадрат – это текущий цвет, т.е. цвет которым рисуем, он выбирается левой кнопкой мыши, а цвет фона (нижний квадрат) – правой кнопкой мыши. Для изменения оттенков цветов зайдем в меню Палитра – Изменить палитру (рис.1.4.)

Ответить на вопросы:

Как строится изображение растровой графики?
- дайте определение, что такое растровый графический редактор?
- какие расширения могут иметь файлы растровой графики?
- какие изображения можно создавать с помощью растровой графики?
- каким образом можно получить растровое изображение?
- перечислите основные элементы рабочего окна программы Paint.
- какими инструментами мы можем пользоваться при рисовании?

Практическая работа «Настройка инструментов»

Выполнив данную практическую работу, вы научитесь:

Создавать простейший рисунок, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора Paint,
Настраивать инструменты графического редактора Paint.

Задание 1. Панель настройки инструментовt

Щелкая левой кнопкой мыши, выбирайте инструменты на панели инструментов. При этом следите за изменением панели настройки инструментов. Рассмотрите, какие настройки есть для разных экранных инструментов. Нарисуйте несколько линий разной толщины, прямоугольник только с границами, эллипс полностью залитый цветом,скругленный прямоугольник с границами одного цвета и заливкой другого.


Задание 2. Нарисуйте простейший пейзаж:

Нарисуйте простейший пейзаж: лучистое солнце на голубом небе; облака; извилистая дорога, убегающая к линии горизонта; небольшое озеро, заросшее по берегам тростником.

1. Выберите Карандаш или Кисть .

2. В палитре выберите голубой цвет.

3. Проведите линию горизонта от правой границы листа до левой.

4. Выберите инструмент Заливка . Указатель мыши примет ту же форму.

5. Щелкните кончиком льющейся краски по любой точке свободного пространства в верхней части листа. Голубая краска разольется, и получится небо.

6. В палитре выберите зеленый цвет.

7. Щелкните кончиком льющейся краски по любой точке свободного пространства в нижней части листа. Получится трава.

8. Выберите инструмент Эллипс .

9. На панели настройки выберите сплошное заполнение.

10. В палитре выберите желтый цвет.

11. На голубом небе нарисуйте круг.

12. Выберите инструмент Линия .

13. На панели настройки выберите толщину луча.

14. Нарисуйте лучи солнца.

15. Распылителем (выберите самый большой профиль) нанесите легкие белые облачка на голубом небе.

16. Дорисуйте пейзаж самостоятельно.

Продолжительность урока: 40 мин

Тема урока: “ Использование инструмента (примитива) для создания рисунка в графическом редакторе PAINT.”

Цели урока:

  1. Образовательная – формировать понятие об инструментах графического редактора; продолжить формирование умения создавать растровые графические изображения с помощью панели инструментов графического редактора.
  2. Развивающая
  3. – продолжить развитие познавательных психических и эмоционально-волевых процессов: внимание, память, воображение.
  4. Воспитательная
  5. – внимательность, аккуратность, интерес к предмету;
    - выработка у учащихся стремления к правильному и рациональному использованию возможностей программных средств компьютера, использование здоровьесберегающих технологий как средство безопасной работы за компьютером;
    -воспитание навыков работы в паре, группе.

Средства обучения:

  1. Аппаратное обеспечение (ИКТ): компьютер, проектор, мультимедийный экран
  2. Программное обеспечение: операционная система Windows, офисная программа Microsoft Power Point, Графический редактор Paint.
  3. Сопроводительная презентация.
  4. Наглядность: кубик-рубик.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Ознакомление с целью и задачами урока.

На прошлых уроках мы с вами познакомились с графическим редактором Paint и элементами его окна. Сегодня продолжим работу в графическом редакторе с использованием инструментов под названием примитив, научимся создавать точные объемные фигуры в графическом редакторе с помощью примитива. Результатом урока будет рисунок объёмной фигуры (кубик – рубик).

2. Разминка. Решение логических задач. (Слайд 2-4)

Но перед тем как мы займемся изучением темы, как обычно небольшая разминка, которая заключается в решении логических задач. Такие задачи развивают внимание, логическое и образное мышление. За ответом должно следовать пояснение (почему вы так думаете?)

  1. На столе стояла три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось? (3)
  2. Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (5)
  3. Что легче килограмм ваты или килограмм железа?
  4. На грядке сидели 6 воробьев. К ним прилетели ещё 4, кот подкрался и схватил одного, сколько осталось воробьев на грядке? (ни одного)

Молодцы! С заданием справились.

3. Актуализация знаний

А теперь проведем небольшую проверку знаний по пройденному материалу по теме “Графический редактор”. (Листочки каждому) На листочке нужно ставить только по одной букве (правильный ответ) на каждый вопрос. Если ответили неверно зачеркнуть. На шкале оценок отображается результат, то что вы заработали во время проверки знаний.

Внимание на экран.

- Минимальным объектом в графическом редакторе является:

а. Точка экрана (пиксель);*

б. Набор цветов;

в. Объект;

г. Символ.

Графический редактор предназначен для

а. Создания и редактирования текстового документа;

б. Создания и редактирования отчетов;

в. Создания и редактирования рисунков;*

г. Ничего из вышеперечисленного.

Инструментами в графическом редакторе являются:

б. Карандаш, кисть, ластик;*

г. Набор цветов

- Примитивами в графическом редакторе являются:

a. Линия, круг, прямоугольник;*

б. Карандаш, кисть, ластик;

в. Выделение, копирование, вставка;

г. Набор цветов.

Палитрой в графическом редакторе является:

a. Линия, круг, прямоугольник;

б. Карандаш, кисть, ластик;

в. Выделение, копирование, вставка;

г. Набор цветов*

Теперь посмотрите на свои листочки и поставьте оценку (Слайд 11)

  • 5 - верных ответов – “5”
  • 4 - верных ответа – “4”
  • 3- верных ответа – “3”
  • 2 – 1 верных ответа – “2”

4. Новый теоретический материал

А сейчас мы переходим к теме сегодняшнего урока “Использование инструмента (примитива) при создания рисунка”. (Слайд 12 )

Внимание на экран.

Чем необходимо заняться сегодня?

Ребята должны сами чётко определить 3 момента: узнать…, закрепить….., получить в конечном результате определённый продукт знаний и умений. (Слайд 14 -17)

Давайте подумаем, что такое компьютерный рисунок? Рассуждения ребят.

Все изображения, созданные при помощи инструментов рисования и черчения, называют графикой. А компьютерный рисунок это схемы, фотография, анимация, чертеж, картинка, рисунок, т.е. все то, что создано при помощи компьютера.

(Слайд 18 )

А чем же удобны компьютерные рисунки? (Беседа с детьми)

При работе в графическом редакторе карандаш ни когда не ломается, ластик не стирается, краски не кончаются. При этом одежда и руки остается чистыми. Неудачный рисунок на бумаге придется выбросить и начинать с начала. Компьютерный рисунок можно исправлять до тех пор, пока не останетесь довольны своей работой. Когда рисунок готов его можно распечатать и подарить своим друзьям.

Работая в графическом редакторе, вы сможете ощутить себя настоящим художниками. В ваших руках окажутся удивительные инструменты. (Слайд 19 )

Некоторые инструменты имеют привычные нам названия: Карандаш, Ластик, Распылитель. Они выполняют те же действия что реальные предметы. Какие? (ластик – стирает, карандаш – рисует, распылитель наносит капельки краски.

(Слайд 20- 21)

Работая в графическом редакторе, вы очень скоро увидите, что карандаш – не самый лучший инструмент для рисования. Им трудно рисовать ровные линий, круги, многоугольники. Для их рисования предусмотрены отдельные инструменты.

Давайте подумаем, как лучше нарисовать солнце. Наверное, для солнечного диска удобнее использовать Эллипс , а для лучей подойдет инструмент Линия.

Многие окружающие нас предметы (например: окно, телевизор, книга) имеют прямоугольную форму. Для рисования прямоугольников есть подходящий инструмент – Прямоугольник .

Эти инструменты в графическом редакторе называются ПРИМИТИВОМ (это линия, кривая, прямоугольник, эллипс, многоугольник, округленный прямоугольник. Обратите внимание, панель инструментов я разделила линией (это и есть примитив). (Слайд 22)

Нарисовать квадрат, круг, горизонтальную и вертикальную линию или линию под углом на “глазок” очень трудно, поэтому для рисования используем клавишу Shift (Слайд 23)

(Слайд 24-27)

Как же исправить ошибку, допущенную в рисунке? (Слайд 28)

Для этого в графическом редакторе существует команда Отменить в меню Правка, а также Ластик

Помните! Нужно пользоваться командой Отменить

  • Если вы нарисовали неудачную линию и вам трудно ее стереть, не портя других частей рисунка;
  • Если вы хотели залить область, а краска разлилась по всему рисунку;
  • Если вы стирали ЛАСТИКОМ, а потом передумали.

Программа PAINT может отменить только до 4-х последних действий. (Слайд 29)

5. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
- Нельзя без разрешения учителя включать и выключать компьютер.
- Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
- Не трогайте разъемы соединительных кабелей и провода.
- Не сидите близко у экрана монитора.
- Не вставайте с места без разрешения учителя.
-Мышка может другом стать, колье не обижать. Дрессируй её умело, не крути в руках без дела. (Слайд 30-34)

6. Физкультминутка.

Пришло время немного отдохнуть и размяться.

-Упражнения на релаксацию . Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
-Упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика:

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
За компьютеры вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за компьютеры.)
-
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм . Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Молодцы ребята, отдохнули, а теперь приступаем к работе за компьютером.

7. Практическая работа “Рисование объемной фигуры”

Наверное, все из вас строили дворцы и замки из кубиков. Кубик это объемная фигура. У кубика 6 граней. А как же нарисовать кубик, чтобы он казался объемным.

Существуют достаточно простые способы рисования объемных фигур. Видимость достигается тем, что мы рисуем три видимые стороны кубика (передняя, левая и верхняя грани) и оттеняем их разными полутонами одного цвета.

(Слайд 35)

Алгоритм действий

Дети идут к компьютерам и начинают работу (на столе у каждого на листочках алгоритм с подробным описанием).

8. Во время работы провести гимнастику глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и поседеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая голову за медленным движением руки влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.

9. Подводим итог урока.
  1. Оценивание работ учащихся - рисунок “Кубик - рубик”
  2. Вопросы ребят.

Домашнее задание.

  1. Дома, повторить, инструменты графического редактора. Пункт 2.10 страница 97-101.
  2. Дополнительное задание для тех учащихся, у кого дома есть компьютер. Составьте собственную объёмную фигуру. (Слайд 39)
10. Рефлексия. (Слайд 40)

Цель: Выяснить восприятие учениками темы урока

Выберите подходящий смайлик и нарисуйте его себе в тетрадь.

Список литературы и Интернет – ресурсов:

  • Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. – м.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  • Информатика. Учебник для 5 класса. Л.Л. Босов
  • архив учебных программ RusEdu,