Учебное пособие м финансы. Финансы: Учебное пособие

Учебное пособие м финансы. Финансы: Учебное пособие

В учебнике на материалах Минэкономразвития России, Минфина России, финансовых и налоговых органов субъектов РФ, практики финансовой деятельности организаций и учреждений рассмотрены содержание и функции финансов, их роль в макрорегулировании экономики, налоговое регулирование и многое другое. Раскрываются содержание финансов, их роль в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики. Особое внимание уделяется новому осмыслению теории и практики управления государственными финансами в современный период развития рыночных отношений в России. После изучения данного курса обучающийся будет владеть не только понятийным аппаратом в области теории финансов и институтов финансовой системы, положениями нормативных правовых актов, регулирующих общественные и частные финансы, но и современными инструментами анализа структуры и динамики долговых обязательств публично-правовых образований, навыками использования инструментария рынка ценных бумаг, методами проведения операций на международном рынке денег и капитала. После каждой главы приведены контрольные вопросы для самопроверки и рекомендуемая литература.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. (Документ)

  3. Рудская Е.Н. Финансы и кредит (Документ)
  4. Жмайло А.Ф. Финансы организации (предприятия) (Документ)
  5. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий (Документ)
  6. Кадерова Н.Н. Корпоративные финансы (Документ)
  7. Дмитриева Е.А. Паевые инвестиционные фонды (Документ)
  8. Боброва Л.В., Золотов О.И. Информатика в управлении и экономике (Документ)
  9. Сергеев И.В. Экономика предприятия (Документ)
  10. n1.doc

    Е.Н. Гладковская

    Учебное пособие

    Издательство КноРус

    ББК У9(2)26.я7

    С247
    Рецензенты:

    Ю.В. Лысенко, д.э.н., доцент, зав.кафедрой «Экономика и управление на предприятии» Челябинский филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»;
    Л.Н. Белозёрова, начальник финансового отдела

    ОАО «Копейский машиностроительный завод».

    Гладковская, Е.Н.

    С247 Финансы: учебное пособие / Е.Н. Гладковская. – Москва: Издательство КноРус, 2010. – 296 с.
    ISBN

    В учебном пособии изложены основы организации финансовой деятельности на уровне государства и хозяйствующего субъекта (предприятия, организации). Приведены актуализированные сведения со ссылкой на электронные ресурсы о бюджетной деятельности и бюджетном процессе в РФ, пенсионном и социальном страховании и обеспечении, дана характеристика государственных органов и служб, осуществляющих управление финансами в стране и контроль целевого использования бюджетных средств.

    Особое внимание уделено финансам организаций (предприятий): особенностям финансовых отношений и принципам организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики, формированию собственного и заемного капитала, управлению основным и оборотным капиталом, формированию финансовых результатов и их оценке, финансовому планированию и составлению смет в процессе деятельности, анализу денежных потоков.

    Для закрепления теоретического материала в пособии приводятся вопросы для самоконтроля, контрольные тесты, практические задания с пояснением решения.

    Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей экономических направлений, специалистов и руководителей экономических служб предприятий и организаций.

    ББК У9(2)26.я7
    © Издательство КноРус, 2010


    ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...

    I. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

    1. Понятие «финансы» и их функции. Краткая характеристика финансовой системы ………………………………………………………

    2. Бюджетное устройство и бюджетный процесс ………………………..

    Теоретический материал ………………………………………………

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    3. Пенсионное страхование и обеспечение. Деятельность Пенсионного фонда России ……………………………………………………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    4. Социальное страхование и обеспечение. Деятельность Фонда социального страхования РФ ……………………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    5. Обязательное медицинское страхование. Деятельность Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования …………………………………………………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………
    6. Государственный кредит. Государственный и муниципальный долг..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    7. Функционирование бирж, финансовых и товарных рынков …………

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    8. Финансовая политика государства …………………………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    9. Органы управления финансами. Государственный финансовый контроль …………………………………………………………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    II. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

    10. Финансовые отношения предприятий и принципы их организации..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    11. Финансы предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики ……………………………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Практическое задание ……..ктическое задание ………………………………………………

    12. Финансы разных отраслей экономики ………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    13. Собственный и заемный капитал организации ………………………

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    14. Основной капитал организации: классификация объектов основных средств, способы начисления амортизации …………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    15. Оборотный капитал организации: состав оборотных активов, нормируемые и ненормируемые оборотные активы …………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    Практическое задание ………………………………………………….

    16. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами предприятия …………………………………………………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    Практическое задание ………………………………………………….

    17. Состав доходов и классификация расходов предприятия …………..

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    Практическое задание ………………………………………………….

    18. Прибыль предприятия. Оценка рентабельности и анализ безубыточности …………………………………………………………….

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    Контрольный тест ………………………………………………………

    Практическое задание ………………………………………………….

    19. Финансовое планирование. Составление бюджетов ………………...

    Теоретический материал ……………………………………………….

    Вопросы для самоконтроля ……………………………………………

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….


    7

    ВВЕДЕНИЕ
    Финансы являются частью рыночных отношений и представляют собой инструмент, посредством которого государство осуществляет регулирование экономики. Изучение природы финансовых отношений, принципов и механизма их функционирования необходимо, так как любые негативные явления в финансовой сфере (несбалансированность доходов и расходов государственного бюджета, нарушения в платежной системе и т.д.) отражаются не только на экономике страны, но и оказывают влияние на политическую и социальную сферу, а также отношения с зарубежными партнерами. Поэтому, финансы представляют собой инструмент экономических взаимоотношений между различными субъектами внутри страны и за рубежом: государством, юридическими и физическими лицами, специализированными институтами, банками и т.д.

    На макроэкономическом уровне финансы охватывают аккумулирование и распределение денежных средств, что осуществляется посредством государственного бюджета и различных внебюджетных фондов. На макроуровне происходит формирование государственной финансовой политики, в соответствии с которой идет расходование бюджетных средств. На микроэкономическом уровне происходит формирование и использование финансовых ресурсов предприятий и организаций.

    В данном учебном пособии освещаются вопросы организации централизованных и децентрализованных финансов. При этом централизация финансов характеризует управление ими со стороны органов государственной власти, особенности бюджетного устройства в Российской Федерации, специфику государственных кредитных отношений (система и формы кредитования, порядок кредитования, оформление и погашение кредита), вопросы пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования и обеспечения в Российской Федерации и другое. Децентрализация финансов предполагает, что управление ими осуществляется конкретным хозяйствующим субъектом (предприятием, организацией). Поэтому особое внимание в данном учебном пособии уделено финансам организаций (предприятий): особенностям финансовых отношений и принципам организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики, формированию собственного и заемного капитала, управлению основным и оборотным капиталом, формированию финансовых результатов и их оценке, финансовому планированию и составлению смет в процессе деятельности, анализу денежных потоков.

    Данное пособие предназначено для студентов экономических специальностей с целью подготовки к итоговому контролю по дисциплинам «Финансы», «Финансы и кредит», «Бюджетная система России», «Финансы организаций (предприятий). В целях овладения материалом приводятся вопросы для самоконтроля, контрольные тесты, практические задания с пояснением решения.

    I. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ
    1. ПОНЯТИЕ «ФИНАНСЫ» И ИХ ФУНКЦИИ.

    КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
    Теоретический материал
    Термин «финансы» появился в XIII веке в торговых городах Италии и произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означало «любой денежный платеж». С развитием товарно-денежных отношений данный термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

    Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

    Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. При этом централизация финансов предполагает управление и распоряжение ими со стороны органов государственной власти для осуществления экономических, социальных и политических задач государства, децентрализация финансов предполагает самостоятельное управление и распоряжение ими хозяйствующими субъектами (предприятиями и организациями) в процессе деятельности.

    Финансы выполняют следующие функции :

    – распределительную;

    – контрольную;

    – регулирующую.

    Распределительная функция состоит в распределение национального дохода и создании основных (первичных) доходов. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа включает заработную плату рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа включает доходы предприятий сферы материального производства. В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и др.).

    Контрольная функция проявляется в контроле за распределением полученных доходов по соответствующим фондам, статьям финансирования расходов государства и распределением средств по строго целевому назначению, в соответствии с утвержденными бюджетами (выплата страхового обеспечения в условиях пенсионного и социального страхования, выдача заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование текущих расходов бюджетных учреждений и др.).

    Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

    Финансовая система Российской Федерации (далее – РФ) представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. При этом централизация финансов предполагает регулирование финансовых отношений и распоряжение финансовыми ресурсами непосредственно органами государственной власти. Децентрализованные финансы предполагают управление и распоряжение фондами денежных средств, которые формируются в процессе осуществления деятельности конкретным хозяйствующим субъектом (при этом также проявляется государственное воздействие, которое проявляется в регулировании государством финансовых отношений через нормы, нормативы, ставки налогов, обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды, но хозяйствующие субъекты самостоятельно распоряжаются финансовыми ресурсами).

    Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений (рис. 1):

    – бюджетную систему;

    – государственные фонды (внебюджетные и бюджетные);

    – государственный кредит;

    – страхование;

    – финансы предприятий различных форм собственности и отраслей экономики.

    Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая российским законодательством.

    Таким образом, бюджетная система РФ включает бюджеты трех уровней, из которых первый уровень образует федеральный бюджет РФ, второй – региональные бюджеты или бюджеты субъектов РФ (это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга), третий уровень образуют местные бюджеты (это бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений).

    Рис. 1. Схема финансовой системы РФ
    Все эти бюджеты функционируют автономно, то есть местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в региональные бюджеты, а последние не включаются в федеральный бюджет. Но Бюджетным кодексом определено понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Например, объединение бюджетов разных областей, регионов, автономных округов будет представлять собой консолидированный бюджет субъектов РФ.

    Государственные фонды имеют строго целевое назначение:

    – расширить социальную политику в стране;

    – стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

    К государственным фондам относятся внебюджетные и бюджетные фонды.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

    – запланированы органами государственной власти и управления и имеют строго целевую направленность;

    – отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ;

    – денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

    – формируются в основном за счет обязательных страховых взносов (до 2010 года – за счет единого социального налога), уплачиваемого работодателями от фонда оплаты труда;

    – денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов и других фондов, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

    Внебюджетные фонды в финансовой системе РФ созданы и функционируют в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (федеральный закон от 31.07.1998 № 145–ФЗ)(Часть II, Глава 17). Главная причина их создания – необходимость определения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней, они находятся в федеральной собственности.

    В состав внебюджетных фондов включаются :

    – государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);

    – территориальные государственные внебюджетные фонды (Территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

    Таим образом, внебюджетные фонды представляют собой государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождении и воспитании детей, при получении бесплатной медицинской помощи и т.д. Данные финансовые ресурсы находятся в распоряжении центральных или местных органов государственной власти и имеют целевое назначение.

    Средства внебюджетных фондов формируются за счет:

    – обязательных страховых платежей в размере, установленном для соответствующего фонда (уплачиваемых от фонда оплаты труда);

    – добровольных взносов физических и юридических лиц;

    – ассигнований из федерального бюджета;

    – других доходов, не запрещенных законодательством.

    Деятельность внебюджетных фондов реализует права граждан на пенсионное, социальное и медицинское страхование и обеспечение. В связи с чем субъектами обязательного страхования в РФ являются:

    – федеральные органы государственной власти;

    – страховщик, которым является соответствующий Фонд (Пенсионный, Социального страхования, Обязательного медицинского страхования и т.д.);

    – страхователи, в лице работодателей, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица на добровольной основе);

    – застрахованные лица – граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, договору подряда, авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); лица, являющие участниками крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты добровольных страховых взносов на территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; лица, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования на Севере; иные категории граждан.

    Проекты бюджетов внебюджетных фондов в РФ составляются органами управления соответствующего фонда, затем передаются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательным органам власти. Бюджеты фондов утверждаются Федеральным Собранием одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов рассматриваются законодательными органами субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ на очередной финансовый год. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

    В состав бюджетных фондов государства включаются Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

    Резервный фонд является частью средств федерального бюджета и призван обеспечить выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Средства резервного фонда подлежат обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта (за исключением периода с 01.01.2010 до 01.01.2013, когда обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета осуществляться не будет).

    Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Данный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ и в отличие от Стабилизационного фонда РФ помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. С 01.01.2010 формирование резервного фонда приостановлено до 2012-2013 гг.

    Начиная с 2008 года, нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет :

    – налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

    – вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

    – вывозных таможенных пошлин на газ природный;

    – вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;

    – доходы от управления средствами Фонда (с 01.01.2010 до 01.02.2012 доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета).

    Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

    Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта :

    – в 2008 году – 6,1 %;

    – в 2009 году – 5,5 %;

    – в 2010 году – 4,5 %;

    После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. До 01.01.2010 данная величина составляла десять процентов прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния.

    С 01.01.2010 до 01.01.2013 действие формирования нормативной величины Резервного фонда приостановлено. Данная величина не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Фонд национального благосостояния образован Бюджетным кодексом РФ и призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Данный Фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Но с 01.01.2010 до 01.01.2013 обособленный учет отменен.

    До 2010 года Фонд национального благосостояния формировался за счет :

    – нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

    – доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

    Первый вид источника доходов Фонда отменен до 01.01.2013, второй – до 01.02.2012.

    Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Государственный кредит как звено финансовой системы РФ представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими или физическими лицами, при котором государство выполняет функции кредитора, заемщика или гаранта. Все виды заимствований являются срочными и предоставляются на условиях платности (с уплатой процентов за пользование).

    Финансы предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики формируют преобладающую часть финансовых ресурсов государственного бюджета за счет уплаты налогов, сборов и обязательных платежей. В зависимости от организационно-правовых форм выделяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные и унитарные предприятия, общественные организации, религиозные организации, объединения предприятий в виде ассоциаций и союзов. Характеристика финансов предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики приводится в учебном пособии далее.

    Таким образом, финансовая система РФ представляет собой сложную систему разных звеньев финансовых отношений, которая объединяет государственные (централизованные) финансы и финансы предприятий (децентрализованные) для достижения различных целей и задач государства.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Каково содержание распределительной функции финансов?

    2. Какие доходы государства являются первичными, а какие вторичными?

    3. В чем заключается регулирующая функция финансов?

    4. Что предполагает централизация финансовых отношений?

    5. Какие звенья включаются в состав финансовой системы РФ?

    6. За счет каких источников средств формируются доходы внебюджетных фондов?

    7. Какие Фонды включаются в состав бюджетных фондов?

    8. Каково назначение Резервного фонда государства?

    9. Какой государственный орган отвечает за управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния?

    10. Какие организационно-правовые формы предприятий и организаций относятся к частному бизнесу?

    Контрольный тест
    1. Финансы – это:

    а) система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

    б) совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи;

    в) всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей.

    2. Какая из представленных функций финансов связана с воздействием государства на все сферы отношений предприятий и организаций (в частности, организацию хозяйственной деятельности, выбор налогового режима, уплату налогов, сборов и др.):

    а) распределительная;

    б) контрольная;

    в) регулирующая.

    3. В состав звеньев финансовой системы РФ включаются:

    а) Фонд финансовой поддержки регионов, государственный кредит, внебюджетные фонды;

    б) государственный бюджет, государственный кредит, государственные фонды, страхование, финансы хозяйствующих субъектов;

    в) бюджетная и финансово-кредитная системы.

    4. В состав государственных внебюджетных фондов не включается:

    а) Пенсионный фонд РФ;

    б) Федеральная служба по труду и занятости;

    в) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    5. Роль страховщика в системе обязательного государственного страхования выполняют:

    а) лица, уплачивающие обязательные страховые взносы от фонда оплаты труда за работающих граждан;

    б) некоммерческие организации в лице Пенсионного фонда РФ или Фонда обязательного медицинского страхования РФ, которые реализуют социальную политику в стране и выплачивают различные виды пособий;

    в) физические лица, получающие различные виды пособий от внебюджетных фондов.

    2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
    Теоретический материал
    Бюджетное устройство в РФ – это организация и принципы построения бюджетной системы, которые регулирует Бюджетный кодекс РФ (от 31.07.1998 №145–ФЗ).

    Бюджетное устройство РФ объединяет ключевые позиции, такие как:

    – состав бюджетной системы РФ;

    – принципы бюджетной системы РФ;

    – состав бюджетной классификации РФ.

    Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах.

    Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства , под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

    По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы:

    – простые (унитарные);

    Темы раздела:

    Список статей: "Раздел: Учебники по финансам"

      2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2012. - 703 с. В учебнике раскрыты сущность и порядок функционирования финансово-кредитной системы государства, описана типовая структура региональных и муниципальных финансовых органов, изложены… СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. - 208 с. В учебнике раскрываются основные понятия, сущность и содержание финансовых отношений. На российском и зарубежном материале описываются финансовые отношения, финансовые системы, содержание основных государственных… М.: 2008. - 160 с. Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и… 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. - 360 с. В учебнике государственные и муниципальные финансы рассматриваются как элемент финансово-кредитной системы. Раскрываются их особенности и роль, проанализированы такие… 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РАГС, 2007. - 640 с. В учебнике излагаются теоретико-методологические и практические вопросы, включающие новые тенденции в развитии государственных и муниципальных финансов, финансов предприятий… М.: 2009. - 546 с. В изложении учебного материала использован модульный принцип. Выделены базисный модуль и комплементарные, целеориентированные модули, обладающие особой практической значимостью, лаборатории модулей. В базисном (теоретическом) модуле рассмотрены… М.: Финансы и статистика, 2007. - 256 с. Включены задачи по основным разделам финансовой математики: потоки платежей, кредитные расчеты, анализ инвестиционных проектов, оценки курсов и доходностей ценных бумаг, измерение финансового… М.: 2010. - 768 с. В учебном пособии дана развернутая экономическая трактовка базовых понятий, используемых в прикладных финансах, учете и анализе в контексте Международных стандартов финансовой отчетности, отечественных регулятивов, международных… СПб.: 2008. - 272 с. Первое в России учебное пособие по обновленной дисциплине «Корпоративные финансы» (ранее именовавшейся «Финансы предприятий»), написанное с учетом последних изменений стандарта и рассчитанное на двухуровневую систему… СПб.: 2011. - 592 с. В учебнике содержится материал по теории корпоративных финансов и финансового управления на предприятиях, изложенный в соответствии с современным уровнем их развития и требованиями экономической реальности.… М.: 2008. - 224 с. Содержание данного пособия представляет собой подробное описание методов, инструментов, источников и форм финансирования. Основной задачей курса является получение знаний по привлечению финансовых ресурсов для любых… 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. - 576 с. Обобщен мировой опыт, теоретические и практические аспекты международных валютно-кредитных и финансовых отношений в условиях глобализации экономики… М.: Остожье, 2000. - 267 с. В пособии излагаются основные методы финансовых расчетов, составляющих предмет финансовой математики. Для понимания этих методов достаточно иметь знания в объеме математики старших классов средней… 2-е русск. изд. (пер. с 7-го междунар. изд.) — М.: 2008. - 1008 с. Перед вами общепризнанный и ценимый специалистами учебник по теории и практике финансов в современной экономике: вот… 2-е изд. — М.: 2012. - 204 с. Учебное пособие представляет собой учебно-методический комплекс, включающий лекционный материал, задания для самостоятельной работы, тематику курсовых работ и рефератов, вопросы и задания для… М.: Финансы и статистика, 2004. - 352 с. В сборнике подобраны и методически распределены задачи, содержание которых охватывает все разделы программы курса «Финансовые инвестиции» для экономических высших учебных заведений и… М.: 2011. - 510 с. Раскрыта сущность финансов предприятий, показана их особенность, роль и место в системе управления финансами в государстве, раскрыты финансовые отношения предприятий, их системы управления денежными фондами… Пер. с нем. — СПб.: Питер, 2001. - 320 с. Вы держите в руках сборник задач и решений к учебнику известного немецкого ученого Лутца Крушвица `Финансирование и инвестиции`. В сборнике… М.: 2002. - 624 с. Рассмотрены вопросы классической финансовой математики. Описаны математические методы финансирования операций, схемы этих моделей. Приведены две основные, чаще всего используемые на практике схемы простых и сложных… Тамбов: ТГТУ, 2009. - 80 с. Рассмотрены: основы построения и функционирования финансовой системы; важнейшие факторы формирования банковско-кредитной системы, направления и условия её развития; факторы успешного совершенствования фондового рынка; сущность и… М.: 2006. - 320 с. Настоящее учебное пособие состоит из схем и таблиц, которые в наглядном и удобном для восприятия виде представляют все темы курса «Финансы» — базового в системе… М.: 2008. - 80 с. Представлены все основные темы лекционного курса «Финансы». Последовательно рассматриваются общая теория финансов, принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности, государственные и муниципальные финансы.… М.: ГроссМедиа, 2005. - 256 с. Эта книга учит понимать и говорить на языке цифр — финансовых отчетов, бюджетов, формул. Успех современного руководителя и менеджера зависит от того, насколько хорошо… М.: 2005. - 104 с. (Серия «Курс лекций») Учебное пособие «Финансы и кредит» подготовлено в соответствии с программой курса «Финансы и кредит», предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации»,… 6-е изд., перераб. и доп. — М.: 2011. - 576 с. В учебнике, состоящем из четырех разделов, последовательно изложены сущность финансов и управление ими, финансовая система России, государственные и муниципальные… М.: ЕАОИ, 2008. - 371 с. Курс «Финансы и кредит» предусмотрен государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке специалистов специальности «Финансы и кредит». Финансы и кредит являются частью рыночных… М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с. Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит» преподавателями Государственного университета управления. Рассматривается комплекс финансово-кредитных… М.: 2009. - 408 с. В учебнике выделены основные понятия, характеризующие финансы, финансовую политику, финансовые ресурсы и рынок, его задачи и функции, виды выполняемых операций. Рассмотрены вопросы бюджетных отношений, бюджетной… М.: РИОР, 2006. - 288 с. В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ».… М.: 2009. - 240 с. В учебном пособии приводятся основные понятия и определения в области финансов организаций (предприятий). В практической плоскости решаются актуальные вопросы организации финансов на предприятии, формирования финансовых… 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2007. - 608 с. Написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом, утвержденным Министерством образования и науки РФ. На основе российских законодательных и… М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 352 с. Учебник написан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит» и охватывает основные разделы типового учебного курса «Финансовый… М.: 2008. - 575 с. Учебник подготовлен в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования и охватывает основные его разделы. В нем обстоятельно изложены содержание и принципы организации финансов… 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2007. - 383 с. Четвертое издание учебника (предыдущие издания ЮНИТИ, 1998, 2001, 2004) существенно переработано и дополнено в соответствии с последними изменениями… М.: ЕАОИ, 2008. - 311 с. Курс «Финансы предприятий» предусмотрен государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке специалистов специальности «Финансы и кредит». Финансы предприятий являются важной сферой финансовых отношений… 3-е изд. — СПб.: 2010. - 208 с. Предлагаемое пособие подготовлено в соответствии с учебной программой курса «Финансы предприятий» и охватывает основной круг вопросов, изучаемых студентами различных экономических специальностей. Это… 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2006. - 712 с. В настоящем учебнике раскрываются особенности организации финансов предприятий основных организационно-правовых форм, а также их взаимоотношения с… М.: Инфра-М, 2003. - 302 с. В учебнике рассматриваются теоретические и практические проблемы функционирования финансов с учетом происходящих в Российской Федерации экономических перемен на макро- и микроуровнях. Предназначен для студентов… М.: 2006. - 543 с. Курс «Финансы, денежное обращение и кредит» — один из базовых при подготовке специалистов в области финансов. Учебник подготовлен кафедрой финансов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и… СПб.: 2012. - 320 с. В учебном пособии изложены основы организации финансовой деятельности на уровне государства и хозяйствующего субъекта (предприятия, организации). Приведены актуализированные сведения со ссылкой на электронные ресурсы о… 2-е изд. — М.: Юнити-Дана, 2002. - 512 с. В учебнике рассматриваются важнейшие составные части финансово-кредитной системы России. В первом разделе раскрываются сущность и функции денег, денежного обращения и денежной… пер. с англ. — Изд-во: Вильямс, 2007. - 592 с. Эта книга является базовым учебником по курсу финансов, который изучается на первом курсе института при подготовке специалистов по программе МВА.… М.: 2009. - 169 с. Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен… М.: 2008. - 160 с. Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и… М.: 2012. - 320 с. Пособие представляется собой комплекс теоретических основ, блиц-вопросов, задач и тестов. Содержание финансов. Российская и зарубежная трактовка содержания финансов. Уроки современного экономического кризиса. Финансовая система: методологические… 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с. В учебнике раскрываются темы курса «Финансы», предусмотренные государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования. Подробно рассматриваются общетеоретические проблемы финансов, а также практические… 10-е изд. — М.: 2012. - 528 с. В учебнике последовательно изложены сущность финансов и управление ими, финансовая система России, государственные и муниципальные финансы, основы функционирования финансов предприятий и организаций,… 2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2012. - 496 с. М.: 2004. - 504 с. Учебник подготовлен коллективом кафедры «Финансы» Финансовой академии при Правительстве РФ. Во втором издании… 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, Проспект, 2007. - 640 с. Учебник написан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности `Финансы и кредит` и охватывает основные… 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. - 384 с. Наряду с освещением сущности и функций финансов на уровне Российского государства раскрываются проблемы финансового менеджмента предприятий.… 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2008. - 703 с. Учебник дает совокупность необходимых знаний как целостной учебной дисциплины высшего профессионального образования по специальности «Финансы и кредит». Рассматриваются… М.: 2004. - 504 с. В учебнике раскрываются содержание финансов, их роль в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики. Особое внимание уделяется новому осмыслению теории и практики управления государственными…

    Курс «Финансы предприятий» является одним из центральных среди специальных дисциплин финансовых специальностей и специализаций высших учебных заведений. Данный учебник написан в соответствии с программой курса, предусматривающей лекции, практические занятия, выполнение студентами курсового проекта, сдачу зачета и экзамена.

    Особенность данного курса состоит в том. что он объединяет, связывает другие финансовые дисциплины в единое целое. Поэтому так важно, чтобы каждый финансист знал хотя бы основы финансов предприятий.

    Цель учебника - раскрыть сущность финансов предприятий, показать их роль и место в финансовой науке, рассмотреть сущность финансовых отношений, денежных фондов и денежных потоков. В настоящее время на финансы предприятий оказывают влияние серьезные проблемы, существующие в экономике России. В учебнике показана большая часть этих проблем и их негативное влияние на финансовые отношения.

    Раздел I. Сущность и организация финансов предприятий

    Глава 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Глава 2. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА КАПИТАЛА. ФИНАНСОВЫЙ РЫЧАГ

    Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ

    Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Раздел II. Управление финансовым состоянием предприятий

    Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

    Глава 7. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

    7.4. Амортизационная политика предприятий

    Глава 8. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

    Глава 9. ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

    9.3. Портфель ценных бумаг

    Глава 10. ФИНАНСОВАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

    Раздел III. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Глава 11. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Глава 12. МАРЖИНАЛЬНЫЙ МЕТОД И АНАЛИЗ. ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

    Глава 13. ПРИБЫЛЬ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

    Глава 14. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

    Раздел IV. Взаимоотношения предприятий с банками tttn

    Глава 16. ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

    Глава 17. ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

    Глава 18. ЛИЗИНГ КАК ВИД ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Раздел V. Финансовое планирование предприятий

    Глава 19. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

    Год выпуска : 2005

    Жанр : Финансы, кредит

    Издательство : «Финансы и статистика»

    Формат : PDF

    Качество : Отсканированные страницы

    Количество страниц : 512

    Описание : Учебное пособие «Финансы и кредит» подготовлено коллективом преподавателей кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» Государственного университета управления.
    Необходимость написания данного учебного пособия обусловлена новой специальностью «Финансы и кредит», по которой кафедра готовит будущих специалистов.
    Роль финансово-кредитных рычагов управления с совершенствованием рыночных отношений и кардинальными изменениями в экономике России резко возрастает.
    Финансы и кредит, как экономические, денежные отношения, органически участвуют в механизме регулирования хозяйственного процесса. С развитием предпринимательства, приватизации, конкурентоспособности предприятий, организаций, акционерных обществ необходимо изучать теорию и практику функционирования финансов и кредита, уметь управлять финансовыми и кредитными ресурсами.

    Учебное пособие «Финансы и кредит» написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит» преподавателями Государственного университета управления. Рассматривается комплекс финансово-кредитных рычагов управления как на макро-, так и на микроуровне. Финансовые и кредитные проблемы излагаются исходя из современного этапа развития России, с учетом последних решений Правительства РФ, Бюджетного и Налогового кодексов РФ. Приводится фактический цифровой материал, даны примеры и расчеты.
    Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, а также для работников финансово-экономических служб предприятий и организаций.

    ФИНАНСЫ
    Глава 1. Финансы Российской Федерации
    1.1. Сущность и функции финансов
    1.2. Финансовая система Контрольные вопросы
    Глава 2. Бюджет Российской Федерации
    2.1. Экономическое содержание и роль бюджета
    2.2. Доходы бюджета
    2.3. Расходы бюджета
    Глава 3. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
    3.1. Целевые бюджетные фонды
    3.2. Внебюджетные фонды
    Глава 4. Организация страхования
    4.1. Страхование как экономическая категория
    4.2. Основы организации страховых отношений
    4.3. Классификация и характеристика страховых услуг Контрольные вопросы
    Глава 5. Управление финансами организации и ее финансовым состоянием
    5.1. Сущность и организация финансов предприятия
    5.2. Управление финансовым состоянием предприятия, организации
    Глава 6. Доходы, затраты и прибыль организации (предприятия)
    6.1. Выручка от реализации продукции
    6.2. Затраты на производство, их структура и классификация
    6.3. Прибыль и рентабельность
    6.4. Планирование и прогноз прибыли в рыночной экономике
    6.5. Распределение прибыли
    Глава 7. Налогообложение организации
    7.1. Основы системы налогообложения в Российской Федерации
    7.2. Федеральные налоги
    7.3. Региональные и местные налоги
    7.4. Особенности налогообложения малых предприятий
    Глава 8. Инвестиционная деятельность организаций и финансирование внеоборотных активов
    8.1. Инвестиционная деятельность предприятий, осуществляемая в форме капитальных вложений
    8.2. Источники финансирования капитальных вложений
    8.3. Состав внеоборотных активов предприятий и хозяйственных организаций
    Глава 9. Управление оборотным капиталом
    9.1. Цель, назначение и структура оборотного капитала
    9.2. Управление запасами товарно-материальных ценностей
    9.3. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами
    9.4. Источники формирования оборотного капитала
    9.5. Оценка эффективности использования оборотного капитала
    Глава 10. Финансовое планирование и анализ финансовой деятельности организации
    10.1. Сущность и назначение финансового планирования
    10.2. Модели процесса финансового планирования
    10.3. Анализ финансовой деятельности как инструмент управления финансовым планированием
    10.4. Финансовая стратегия и ее роль в управлении финансовым планированием
    Глава 11. Государственный финансовый контроль
    Организация государственного финансового контроля
    Виды и формы государственного финансового контроля
    Органы государственного финансового контроля
    КРЕДИТ И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМА

    Глава 12. Кредит и кредитные отношения
    12.1. Сущность и функции кредита
    12.2. Основные формы кредита
    12.3. Организация краткосрочного кредитования
    Глава 13. Банковская система Российской Федерации
    Роль Центрального банка Российской Федерации
    Сберегательный банк Российской Федерации
    13.3. Коммерческие банки
    Глава 14. Операции банков
    14.1. Активные и пассивные операции
    14.2. Кредитные операции - основа кредитной политики банков
    14.3. Нетрадиционные операции коммерческих банков
    14.4. Инвестиционная деятельность коммерческих банков
    14.5. Расчетные операции банков
    Глава 15. Безналичные расчеты
    15.1. Организационные основы безналичного платежного оборота
    15.2. Внутрироссийские формы безналичных расчетов
    15.3. Расчеты по экспортно-импортным операциям
    Глава 16. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
    16.1. Сущность и виды ценных бумаг
    16.2. Рынок ценных бумаг и его участники
    16.3. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами
    Глава 17. Финансово-кредитный механизм валютных отношений
    17.1. Управление капиталом предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции
    17.2. Особенности организации расчетов при оформлении валютных операций
    17.3. Финансово-банковский контроль валютных отношений
    Литература